Загрузка галереи
Ихтиологи описали первый известный случай биофлуоресценции у глубоководных удильщиков. Оказалось, что в основании светящейся приманки у самок Himantolophus sagamius есть узор из пятен, которые флуоресцируют зеленым в ответ на облучение синим светом. Исследователи полагают, что комбинация биолюминесценции и биофлуоресценции делает приманку удильщиков более привлекательной для добычи и самцов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Fish Biology.
Многие глубоководные рыбы обзавелись биолюминсцентными органами, свечение которых помогает им приманивать добычу, общаться с сородичами, находить партнеров и сбивать с толку хищников. Среди них есть как мелкие виды, например, светящиеся анчоусы (Myctophidae), так и настоящие гиганты — почти двухметровые черные акулы (Dalatias licha). Однако самые известные обладатели светящихся органов среди рыб — это глубоководные удильщики (Ceratioidei). У самок большинства представителей данной группы первый луч спинного плавника превратился в гибкое удилище-иллиций с биолюминесцентной приманкой — так называемой эской — на конце. С ее помощью удильщики приманивают жертв прямо ко рту и с легкостью заглатывают.
Биолюминесценция имеет химическую природу. Однако, похоже, что это не единственный вид свечения, доступный глубоководным удильщикам. К такому выводу пришли ихтиологи Уильям Лудт (William B. Ludt) и Тодд Клэрди (Todd R. Clardy) из Лос-Анджелесского музея естественной истории. Исследователям выпала редкая возможность изучить свежий экземпляр тихоокеанского удильщика Himantolophus sagamius — вида, который обитает на севере и востоке Тихого океана и держится на глубинах более 900 метров. В мае 2021 года погибшую самку H. sagamius вынесло на побережье Калифорнии, где ее обнаружили сотрудники парка Кристал-Коув. В конце концов необычную рыбу доставили в музей.
Перед обработкой удильщика для музейной коллекции Лудт и Клэрди сфотографировали его — в том числе в лучах лампы, возбуждающей флуоресцентные белки. Так им удалось выяснить, что в основании приманки-эски есть узор из мелких пятен, которые слабо флуоресцируют зеленым под воздействием синего света с длиной волны 440–460 нанометров (сама эска также флуорецсирует, однако это может быть связано с автофлуоресценцией оставшихся в ней биолюминесцентных соединений, а не с фактической флуоресценцией). Других источников флуоресцентного света на теле рыбы исследователи не обнаружили. По словам ученых, хотя флуоресценция довольно широко распространена среди рыб, особенно мелководных, для глубоководных удильщиков она описана впервые.
Загрузка галереи
В основе флуоресценции лежит поглощение света с определенной длиной волны и его излучение на большей длине волны, но с меньшей энергией. Чтобы этот процесс шел на больших глубинах, куда не проникает или почти не проникает солнечный свет, необходим дополнительный источник света — например, биолюминесцентный орган. Впрочем, ученым известно лишь несколько видов подводных животных, которые одновременно используют биолюминесценцию и флуоресценцию. Так, фотофоры глубоководных рыб из рода Malacosteus вырабатывают синий свет, из-за которого особые участки на их морде флуоресцируют красным. Вероятно, красный свет помогает этим хищникам охотиться, ведь добыча его не видит. А у медуз Aequorea victoria синяя биолюминесценция заставляет флуоресцентные белки светиться зеленым.
Лудт и Клэрди предполагают, что света, вырабатываемого эской H. sagamius, должно быть достаточно, чтобы заставить флуоресцентные пятна в ее основании светиться. В результате внешний вид приманки становится более сложным и привлекательным для добычи. Кроме того, такая эска может повысить шансы H. sagamius на привлечения самцов, которые у этих рыб, в отличие от многих других удильщиков, не паразитируют на партнершах. У самих самцов при этом светящихся удочек нет. К сожалению, живых представителей данного вида ученые наблюдали лишь однажды, так что остается неясным, действительно ли их приманка испускает синий свет, длина которого необходима для флуоресценции участков в основании эски.
Интересно, что ранее ихтиологи обнаружили флуоресцирующую красным приманку у бородавчатой рыбы-клоуна Antennarius striatus, мелководного представителя отряда удильщиков (Lophiiformes) и дальнего родственника H. sagamius. Впрочем, Лудт и Кэрди полагают, что два этих вида приобрели флуоресцентные эски независимо друг от друга.
Глубоководным рыбам нужно не только приманивать жертв и партнеров, но и маскироваться. Для этого некоторые из них обзавелись сверхчерной кожей, которая поглощает большую часть падающего на нее света. Например, у удильщиков из рода Oneirodes отражательная способность кожи составляет 0,044 процента при длине световой волны 480 нанометров. При тестировании светом длиной от 350 до 700 нанометров кожа удильщиков в среднем отражает 0,051 процента падающего света. Это рекордно низкие значения.
Сергей Коленов
Рыб пометили и отпустили
В начале декабря рыбаки из Камбоджи менее чем за неделю поймали в реке Меконг и ее притоке Тонлесапе шесть гигантских шильбовых сомов — одних из самых крупных пресноводных рыб в мире. Две особи оказались особенно крупными: они весили 120 и 131 килограмм и достигали более двух метров в длину. О пойманных сомах рыбаки сообщили ихтиологам, которые пометили гигантских рыб и отпустили на волю. Как отмечается на страничке природоохранного проекта Wonders of the Mekong в фейсбуке*, гигантские шильбовые сомы находятся на грани полного исчезновения — однако встреча сразу шести представителей вида за столь короткий срок дает надежду на выживание этого вида.