Хорошо развитый клитор помог самкам афалин получить удовольствие от спаривания

Зоологи выяснили, что самки дельфинов-афалин обладают хорошо развитым клитором, который служит для получения удовольствия во время спаривания или мастурбации. С анатомической точки зрения дельфиний клитор оказался довольно похож на человеческий: он содержит пещеристые тела и губчатые ткани, которые могут набухать при возбуждении, а в коже на поверхности много нервных окончаний. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.

Дельфины спариваются не только ради размножения, но и чтобы сформировать и укрепить социальные связи. Неудивительно, что половые контакты происходят у них в течение всего года, в том числе в периоды, когда зачатие невозможно. Специалисты предполагают, что, как и в случае других видов с похожими привычками, например, людей и бонобо (Pan paniscus), удовольствие от спаривания получают не только самцы, но и самки дельфинов. Однако подтвердить данную гипотезу непросто, ведь у исследователей нет возможности считать активность дельфиньего мозга непосредственно во время полового акта.

Команда зоологов под руководством Патрисии Бреннан (Patricia L.R. Brennan) из колледжа Холиок-Маунт решила подойти к этому вопросу с другой стороны. Вместо того чтобы пытаться заглянуть в мозг дельфинов, они сосредоточили внимание на их клиторе. У самок дельфинов клитор расположен возле входа во влагалище, что делает возможным его стимуляцию во время совокупления. Кроме того, самки афалин (Tursiops truncatus) во время однополых сексуальных контактов трутся друг о друга клиторами и стимулируют их мордами, плавниками и дыхалами.

Чтобы подтвердить, что дельфиний клитор действительно помогает получить удовольствие от полового акта, Бреннан и ее коллеги проанализировали строение этого органа у одиннадцати самок афалин разного возраста, погибших по естественным причинам. Оказалось, что у дельфинов достаточно крупные клиторы, причем у половозрелых особей они больше, чем у детенышей и подростков. В теле дельфиньего клитора есть пещеристое тело и участки губчатой ткани, способные наливаться кровью и набухать при возбуждении. Они окружены богатой коллагеном и эластиновыми волокнами оболочкой, которая не дает им выпячиваться.

Слой эпидермиса, покрывающий дельфиний клитор, оказался тоньше эпидермиса на поверхности половой щели (210–620 микрометров против 560–1490 микрометров). Авторы обнаружили в нем многочисленные свободные нервные окончания, которые оказались низкопороговыми механорецепторами. Все это указывает, что кожа клитора очень чувствительна.

Под соединительной тканью органа исследователи увидели плотный слой, состоящий из пучков нервных волокон. Судя по всему, это разветвления полового нерва, соединяющиеся с рецепторами на поверхности кожи. Здесь же находятся многочисленные генитальные тельца — специализированные рецепторы половой чувствительности, реагирующие на давление. У людей они сконцентрированы в клиторе и головке полового члена и участвуют в реакции сексуального удовольствия. Вероятно, в дельфиньем клиторе генитальные тельца выполняют аналогичную функцию.

Исследование показало, что дельфиний клитор — сложный орган, который имеет много общего с клитором людей и других животных, у которых женские особи получают удовольствие от спаривания. Таким образом, самки дельфинов, скорее всего, испытывают приятные ощущения, когда совокупляются, вступают в гомосексуальные контакты и мастурбируют.

Животные порой демонстрируют весьма необычное сексуальное поведение. Например, в прошлом году приматологи впервые описали, как дикий шимпанзе (Pan troglodytes) мастурбирует искусственным предметом. Во время наблюдений за шимпанзе в Уганде исследователи обнаружили молодого самца, который проталкивал эрегированный пенис в отверстие выброшенной бутылки и явно получал от этого удовольствие.

Пумы перешли к охоте на пересеченной местности из-за ворующих добычу медведей и волков