Астрономы обнаружили еще одну галактику, скорость вращения которой объясняется наличием одного только барионного вещества. Измеренные скорости согласуются с наличием небольшого количества темной материи, но оно не укладывается ни в одну космологическую модель формирования галактик. Препринт статьи выложен на arXiv.org, работа принята к публикации в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Предположение о существовании темной материи во Вселенной было сделано в 1930-е годы американским астрофизиком Фрицем Цвикки для объяснения расхождения между измеренной им скоростью движения галактик в скоплении Волосы Вероники и той скоростью, которую можно было ожидать исходя из наблюдаемой в телескоп суммарной массы вещества в скоплении. Присутствие в нем достаточного количества неизвестной ранее материи, которая и была названа темной материей, могло объяснить слишком высокую измеренную скорость галактик. Эта гипотеза была подтверждена в 1970-е годы наблюдениями астронома Веры Рубин, которая измерила скорости вращения звезд, находящихся на периферии галактики Андромеды, и обнаружила, что они близки к скоростям звезд вблизи центра, что опять же было несовместимо с наблюдаемой массой вещества в галактике. Как и в случае с наблюдениями Цвикки, проблема решалась наличием большого количества невидимой материи, причем ее масса должна была в десятки раз превышать массу барионного вещества. Существование темной материи подтверждается также особенностями неоднородности космического микроволнового фона и тем, что без этой субстанции галактики и их кластеры не успели бы сформироваться за время жизни Вселенной.
Учитывая важную роль, которую темная материя играет при объяснении динамики галактик и их скоплений, открытие (1, 2) галактик, не содержащих этого типа вещества, стало для ученых неожиданностью. Обнаруженные галактики относятся к типу ультрадиффузных карликовых галактик, с плотностью вещества и светимостью в сотни и тысячи раз меньше, чем у Млечного Пути. Позже, однако, аномальность этих галактик была поставлена под сомнение: оказалось, что до одной из них астрономы неправильно измерили расстояние, что привело к неправильной оценке масс разных типов вещества в ней, а из второй темная материя могла быть вытянута соседней массивной галактикой. Казалось бы, эти корректировки решили проблему существования галактик без темной материи.
Однако в 2021 году Павел Мансера Пинья (Pavel E. Mancera Piña) из Гронингенского университета и института ASTRON и его коллеги из Великобритании, Нидерландов и США обнаружили галактику AGC 114905, в которой также нет или почти нет темной материи. Эта галактика расположена на расстоянии 76±5 мегапарсек от Земли и представляет собой диск, в котором плотность звезд затухает как e-r/R при удалении от центра на расстояние r, а характерный масштаб расстояний R равен 1,79±0,04 килопарсека. Масса галактики равна (1,4±0,3)×109 масс Солнца. Суммарное время наблюдения за галактикой с помощью телескопа VLA составило 40 часов в период с июля по октябрь 2020 года. Как и предыдущие два кандидата в галактики без темной материи, ультрадиффузная карликовая галактика AGC 114905 богата газом.
Исследователи измерили скорости вращения вещества в галактике, и оказалось, что для их объяснения не нужно никакой темной материи — хватает и обычного барионного вещества, сосредоточенного в звездах и межзвездном газе. Если темная материя в галактике и есть, то ее не в десятки раз больше, чем барионной, как в большинстве галактик (или хотя бы в 5, как во Вселенной в среднем), а приблизительно в шесть раз меньше, что никак не укладывается в современные космологические модели формирования галактик.
Ученые считают, что длительное и тщательное наблюдение за галактикой AGC 114905, которое они вели, исключает возможность существенной ошибки в определении расстояния до нее — а именно это стало причиной ошибочного вывода об отсутствии темной материи в одном из предыдущих случаев. Также в окрестностях AGC 114905 нет и достаточно массивного компаньона, который мог бы вытянуть из нее темную материю. Еще одно потенциальное разрешение загадки с необычно малой массой темной материи в галактике — это очень большой размер гало при очень малой его плотности, но это, как и уже упомянутая низкая плотность сама по себе, не укладывается в современное понимание процесса образования галактик. Для проверки этой гипотезы необходимо измерить скорости движения вещества в галактике на большем расстоянии от центра, но исследователи считают это решение крайне маловероятным.
Иногда для объяснения отсутствия наблюдений частиц темной материи в лабораторных экспериментах используется гипотеза, утверждающая, что темной материи не существует, а противоречие наблюдаемой скорости движения вещества в галактиках и предсказаний теории объясняется тем, что теорию гравитации необходимо модифицировать на галактических масштабах. Эта теория называется Модифицированная ньютоновская динамика (MOND). Однако предсказания этой теории тоже сильно расходятся с наблюдениями за AGC 114905.
Исследователи называют основным возможным источником ошибки неправильную оценку угла наклона галактики, но указывают на то, что для согласования данных наблюдений за AGC 114905 с существующим пониманием космологии эта ошибка должна быть неправдоподобно велика. Тем более, что в последнее время появились еще пять кандидатов в галактики без темной материи, которые имеют разный наклон по отношению к линии наблюдения за ними с Земли. Ученые считают, что для подтверждения отсутствия темной материи в некоторых карликовых ультрадиффузных галактиках требуются дальнейшие астрономические наблюдения.
Подробно об открытии темной материи, ее свойствах и способах обнаружения можно прочитать в нашем материале «Невидимый цемент Вселенной».
Андрей Фельдман
Они могут быть источником солнечного ветра
Солнечный зонд Solar Orbiter обнаружил множество небольших джетов в пределах корональной дыры на Солнце, живущих до ста секунд. По мнению ученых, такие джеты могут возникать из-за магнитного пересоединения и генерировать достаточно высокотемпературной плазмы, чтобы поддерживать солнечный ветер. Статья опубликована в журнале Science. Солнечный ветер представляет собой непрерывный поток плазмы, покидающей Солнце и пронизывающей всю гелиосферу. За быстрый солнечный ветер (со скоростью более 500 километров в час) могут быть ответственны крупные корональные дыры (в основном полярные), где линии магнитного поля разомкнуты. Небольшие корональные дыры, образующиеся вблизи активных областей на Солнце, могут быть источниками более медленного ветра. Однако физическое происхождение и механизмы ускорения солнечного ветра не до конца ясны, он может быть связан с процессами диссипации волн и турбулентностью или пересоединением магнитных силовых линий в основании короны Солнца. Одним из источников плазмы солнечного ветра могут быть джеты и шлейфы, наблюдаемые в переходной области Солнца. Лакшми Прадип Читтой (Lakshmi Pradeep Chitta) вместе с коллегами из Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка опубликовали результаты наблюдений за корональной дырой недалеко от южного полюса Солнца 30 марта 2022 года, проведенных в ультрафиолетовом диапазоне при помощи камеры Extreme Ultraviolet Imager космического аппарата Solar Orbiter. Ученые обнаружили ряд мелкомасштабных (шириной около 200-400 километров) джетов, те из них, которые находились темных частях корональной дыры, обладали линейной или Y-образной морфологией. Другие, которые наблюдались вблизи изолированного яркого шлейфа внутри корональной дыры, Y-образной морфологии не имели. Джеты существовали от 20 до 100 секунд. Регистрировалось также более слабое излучение с морфологией, напоминающей вуаль, которое демонстрирует явное истечение наружу по всей корональной дыре. Предполагается, что мелкомасштабные джеты могут быть аналогами истечений из корональных дыр, выявленных ранее, а Y-образные джеты, вызываемые пересоединением открытых и замкнутых силовых линий магнитного поля, и характеризуемые скоростями истечения плазмы до 100 километров в секунду, могут направлять часть или все вещество из джетоподобных структур вдоль открытых силовых линий магнитного поля корональной дыры, питая солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как Solar Orbiter увидел плазменного «ежа» на Солнце.