Биоархеологи исследовали останки женщины 20–30 лет, жившей в Древнем Китае около 475–221 годов до нашей эры, и выяснили, что она страдала карликовостью. На многих ее костях и суставах наблюдались серьезные патологии, не позволявшие ей физически заниматься сельским хозяйством. В то же время женщина, по мнению ученых, не была изгоем в своем обществе, нормально питалась и была похоронена как все. Результаты исследования опубликованы в International Journal of Osteoarchaeology.
Понятие карликовость (нанизм, дварфизм) используется для описания аномально низкого роста, который более чем на три стандартных отклонения ниже среднего роста по соответствующему возрасту и полу. В настоящее время ученые насчитывают более 300 различных причин, которые могут вызвать это заболевание. Чаще всего карликовость обусловлена ахондроплазией — известным с древности генетическим заболеванием, для которого характерны неправильные пропорции тела. Люди в таком случае имеют короткие руки и ноги, однако размеры туловища остаются нормальными.
В археологии древнейшим примером карликовости служат останки человека (Ромито-2), обнаруженные в одном из погребений эпохи верхнего палеолита в итальянской пещере Ромито. Самый ранний известный случай ахондроплазии относится к Древнему Египту. В 2021 году на Кипре обнаружили более редкую патологию на останках эпохи халколита (около 3500–2800 годов до нашей эры) – микроцефальный остеодиспластический примордиальный карликовизм II типа. Помимо человеческих останков, существуют и обширные свидетельства о карликовости в фольклоре, древних письменных источниках и на памятниках искусства (древнеегипетские статуэтки, индийские резные рельефы, артефакты цивилизации майя и китайская керамика).
Явэй Чжоу (Yawei Zhou) из Университета Чжэнчжоу совместно с учеными из Великобритании, Китая и Сингапура исследовал останки человека, обнаруженные в ходе раскопок могильника Бэйшэньцзяцяо в городе Сиань, в котором хоронили простолюдинов. Скелет находился в могильной яме размером 2×1,3 в положении лежа на боку и согнутыми конечностями. По погребальному инвентарю и обряду ученые отнесли это захоронение к периоду Сражающихся царств (475–221 годы до нашей эры).
Результаты исследования показали, что останки принадлежали женщине, умершей в возрасте около 20–30 лет. Ее рост составлял примерно 142,9–147,4 сантиметра, что, по мнению ученых, можно считать карликовостью. В то же время средний рост остальных женщин из этого погребального комплекса достигал 152,1–156,5 сантиметра. Биоархеологи отметили, что размер ее туловища был нормальным, но кости конечностей оказались уменьшенными. Кроме того, череп женщины был деформирован.
Длинные кости ног оказались короче примерно на десять процентов по сравнению с остальными женщинами из этого могильника, при этом плечевые кости имели лишь 64 процента от нормальной длины. Кроме того, наблюдались патологии в развитии левого плечевого и тазобедренного суставов, левых большеберцовой и бедренной костей и некоторые другие аномалии. Биоархеологи отметили, что останки демонстрируют признаки выраженной дисплазии скелета, однако из-за плохой сохранности костей точный диагноз поставить сложно. Возможно, это гипотиреоз, псевдоахондроплазия или множественная эпифизарная дисплазия.
Ученые отметили, что погребальный обряд женщины ничем не отличался от остальных. При жизни она, безусловно, находилась в крайне плохом физическом состоянии. Но, по всей видимости, общество и семья ее не дискриминировали. Биоархеологи не обнаружили явных признаков того, что она страдала от дефицита питательных веществ. Напротив, женщина получала достаточное количество еды и воды на протяжении всей своей жизни. Ученые отметили, что из-за своих патологий она не могла заниматься сельским хозяйством. Возможно, женщина развлекала других членов общины, чему есть исторические свидетельства.
Ранее на N + 1 рассказывали о других патологиях, обнаруженных на костях древних людей. Так, ученые впервые описали синдром Тричера Коллинза у средневековой женщины. Кроме того, палеопатологи обнаружили самый тяжелый случай деформации Маделунга на древних останках.
Михаил Подрезов