Пчелы запечатали ульи прополисом и пережили извержение вулкана Кумбре-Вьеха

Пчелы с канарского острова Ла-Пальма смогли пережить извержение вулкана Кумбре-Вьеха, запечатав ульи прополисом на 50 дней. Все это время они питались запасами меда. Как сообщает The New York Times, этот случай демонстрирует, насколько хорошо пчелы выживают в экстремальных условиях.

В середине сентября на канарском острове Ла-Пальма проснулся вулкан Кумбре-Вьеха. Его извержение продолжается уже более двух месяцев. За это время потоки лавы заняли территорию площадью около 52 квадратных километров, уничтожив более 2700 зданий и опустошив сельскохозяйственные угодья и сосновые леса. К концу ноября из городов и деревень, расположенных в окрестностях вулкана, эвакуировали более двух тысяч человек и их домашних животных (подробнее об этом извержении читайте в нашем материале «Апокалипсис в раю»).

Среди тех, кому из-за извержения пришлось покинуть дом, был пчеловод из деревни, расположенной всего в шестистах метрах от вулкана. Из-за спешки он не смог забрать пять принадлежавших ему пчелиных ульев и был вынужден оставить их на произвол судьбы. Мужчина вернулся в разрушенную деревню лишь через 50 дней во время спасательной операции — и обнаружил, что пять его ульев покрыты толстым слоем вулканического пепла. Однако внутри них оказались десятки тысяч живых пчел. Лишь в шестом улье пчелы погибли, причем, возможно, не из-за извержения, а потому, что были ослаблены еще до его начала.

Из восьмидесяти тысяч жителей острова Ла-Пальма пчеловодством занимаются более ста человек. Они разводят так называемых черных канарских пчел — местную породу медоносной пчелы (Apis mellifera). Эти насекомые играют важную роль в сельском хозяйстве и экономике острова. Во время извержения вулкана сотни ульев оказались в опасной зоне, однако большинство из них удалось вовремя эвакуировать.

Пчелы пережили извержение, спрятавшись внутри ульев и запечатав щели в их стенках прополисом — клейким материалом растительного происхождения. Это спасло их от высоких температур и выбрасываемых вулканом ядовитых газов (в обычной жизни пчелы используют прополис для защиты своих жилищ от сквозняков и дождя). В каждом улье насекомые оставили лишь по одному небольшому отверстию, чтобы выбраться наружу, когда вулкан успокоится.

Судя по всему, все 50 дней пчелы провели внутри ульев, питаясь запасами меда. Извержение уничтожило всю растительность неподалеку от деревни, так что даже если бы насекомые выбрались из ульев, они не смогли бы найти достаточно корма.

Энтомологам известны примеры того, как пчелы успешно переживали похожие бедствия. Например, во время лесных пожаров рабочие особи этих насекомых спасают сородичей в улье от воздействия высоких температур, охлаждая их с помощью взмахов крыльев. А пчелы из трех ульев, установленных на крыше Собора Парижской Богоматери, без потерь пережили разрушительный пожар, который нанес значительный ущерб зданию весной 2019 года.

Специалисты отмечают, что пчелам из окрестностей Кумбре-Вьеха сильно повезло. Выброшенный вулканом и покрывший их ульи пепел легкий и пористый, а значит пропускает воздух. В противном случае они задохнулись бы внутри своих жилищ. Тем не менее спасение пчел с Ла-Пальмы демонстрирует, что эти насекомые могут выживать даже в экстремальных условиях.

Пчелы могут переживать пожары, извержения вулканов и наводнения. Однако куда более серьезную опасность для них представляют болезни, паразиты и пестициды. Больше узнать о трудностях, с которыми сталкиваются домашние и дикие пчелы, а также другие опылители, вы можете в нашем материале «Проблема жъжъь».

Африканские яичные змеи поставили рекорд среди змей по относительному размеру добычи