Моделирование в рамках шестого этапа Международного проекта Coupled Model Intercomparison Project показало на переход осадков в Арктике от снега к дождю к 2060 году. Ранее стабильные дожди прогнозировались на 2080 год. Исследование опубликовано в Nature Communications и прогнозирует экологический кризис для животных Арктики.
Арктика испытывает серьезные климатические изменения, которые развиваются быстрее, чем в остальных точках планеты. В этом году 14 августа на самой высокой точке Гренландии выпал дождь — впервые за всю историю наблюдений. Кроме того, дожди уже наблюдаются в секторе Атлантики, поэтому вместе с новым случаем это свидетельствует о начале масштабного перехода осадков Арктики от снега к дождю.
Ранее на пятом этапе международного проекта Coupled Model Intercomparison Project (CMIP), который изучает и моделирует глобальные климатические процессы, ученые спрогнозировали появление регулярных дождей в Арктике в 2080 году. Но с появлением более точных и сложных моделей шестого поколения, этот переход обнаруживается на два десятилетия раньше.
Группа канадских исследователей во главе с Мишелем Маккристаллом (Michelle R. McCrystall) из Университета Манитобы сравнили результаты CMIP5 и CMIP6 и сделали выводы о переходе осадков в виде снега к дождю уже к 2060 году.
Метод сопоставления сопряженных моделей, который используется в программах CMIP, помог выявить, как меняется распределение осадков от снега к дождю по сезонам. CMIP5 основан на климатических данных Арктики (территории выше 70 градуса северной широты) за период с 1960 по 2005 год, а CMIP6 — оперирует данными с 1960 по 2014 год. Чтобы сравнить две модели, авторы взяли один и тот же уровень выбросов парниковых газов и радиационного воздействия — 8,5 ватт на квадратный метр.
Обе модели показывают на постоянное увеличение количества осадков во всех сезонах. В конце века (2100 год) по сравнению с 2000 годом зимой наблюдается увеличение количества осадков CMIP6 на 422 процента по сравнению с 260 процентами в CMIP5; соответствующие значения составляют 261 процент и 141 процент весной, 71 процент и 51 процент летом и 268 процентов и 192 процента осенью.
Летом и осенью увеличение количества осадков сопровождается уменьшением снегопадов и увеличением процента дождей. Зимой, однако, снегопады продолжают увеличиваться и остаются доминирующим типом осадков в конце столетия на большей части Арктики. По мнению авторов это может частично компенсировать дождливые лето и осень. Весной на протяжении всего столетия количество снегопадов практически не меняется.
Авторы также составили прогнозы для трех сценариев потепления к концу XXI века: 1.5, 2 и 3 градуса Цельсия. Если воздух потеплеет на 3 градуса, осадки в виде снега практически прекратятся, уступив дождю. При сценариях потепления на 1.5 и 2 градуса — дожди все равно станут преобладающими.
Климатологи объясняют, что увеличение количества дождей связано с повышением температуры и активным таянием ледников. Увеличение площади открытой воды закономерно повышает испарение, в атмосфере вода не задерживается надолго, поскольку ее много, и выпадает в виде дождя. Кроме того при таянии ледников высвобождается углекислый газ, который согревает атмосферу и снова влияет на таяние.
Авторы пишут, что переход к дождю в Арктике будет иметь далеко идущие последствия. Из-за дождей в холодном климате происходит оледенение растений, что резко снижает количество доступной пищи для арктических травоядных. Вместе с этим дождь, падающий на снег, образует наст, который затрудняет поиск доступной пищи. Изменения в питании скажутся на популяции диких северных оленей и овцебыков. Одновременно с этим авторы отмечают рост популяций перелетных птиц, поскольку Арктика станет более влажной и теплой.
Раннее мы писали о том как с помощью CMIP6 ученые предрекли почти полное летнее таяние льда в Арктике к 2050 году, а также связали интенсивность глобального потепления с ослаблением циркуляции Южного океана.
Марина Ключникова
И удвоили в США
Когда экстремальное климатическое событие происходит во время стрессового периода экономики, то потери потребления для экономики могут вырасти дополнительно в три раза — именно так произошло в Китае во время пандемии ковида. Причинами дополнительного ущерба для экономики во время тропических циклонов и ковида стали производственный кризис, дефицит, рост цен и относительно слабые государственные меры по экономическому регулированию, говорится в статье, опубликованной в Environmental Research Letters. Обычно косвенный материальный ущерб, который наносят экстремальные погодные явления (засухи, ураганы, волны жары и наводнения) рассчитывается для базового состояния экономики. Между тем, экономика нередко оказывается в стрессовых периодах из-за различных социальных кризисов или международных конфликтов. Например, только в 2020 году на фоне пандемии мировой ВВП сократился на 3,3 процента, и эту ситуацию экономисты охарактеризовали как глобальный стресс. Ученые под руководством Робина Мидделаниса (Robin Middelanis) из Потсдамского института изучения климатических изменений исследовали уязвимость мировой экономики к последствиям экстремальных погодных событий — волн жары, речных наводнений и тропических циклонов. Для этого они использовали глобальную модель потери потребления (consumption loss), которая охватывала 7000 агентов с более чем 1,8 миллиона торговых связей в ежедневном масштабе времени и два сценария — стрессовый (пандемия ковида в 2020-2022 годах) и базовый. Оказалось, что во время глобального экономического стресса последствия экстремальных погодных явлений усиливались практически повсеместно, но при этом неравномерно. Сильнее всего потери потребления выросли в Китае (в три раза) и США (в два раза), а слабее всего — в Евросоюзе (на 35 процентов). Авторы связали это со строгостью принятых в европейских странах ограничений и мер экономического регулирования. Изменение климата наносит ущерб экономике не только через экстремальные событие. Например, выпадение большого количества осадков приводит к снижению валового регионального продукта, а ежедневные температурные аномалии способны замедлить экономический рост в бедных странах на 12 процентных пунктов.