Астрономы открыли 21 новую эволюционировавшую катаклизмическую переменную, в которых, помимо белого карлика, присутствует маломассивная звезда-прародитель белого карлика с чрезвычайно малой массой. Это в три раза увеличивает известную выборку подобных систем и позволяет разобраться в происхождении очень легких белых карликов в двойных системах. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Катаклизмические переменные представляют собой короткопериодические двойные системы, где белый карлик перетягивает вещество с маломассивной звезды-компаньона, которая переполняет свою полость Роша. Длительная эволюция системы будет заключаться в уменьшении массы звезды, выступающей донором вещества для белого карлика, и сближением тел из-за потери углового момента. При этом данные наблюдений говорят о том, что небольшая часть звезд-доноров в катаклизмических переменных обладают необычно высокими эффективными температурами и светимостью.
Подобные явления объясняются тем, что звезда-донор переполняет полость Роша ближе к концу своего существования на главной последовательности. К тому времени, когда система станет короткопериодической, звезда будет состоять из гелиевого ядра с толстой водородной оболочкой. Скорость переноса вещества звезды на белый карлик в таких системах будет намного ниже, чем в типичных катаклизмических переменных, а эффективная температура звезд-доноров выше.
Итогом эволюции подобных систем станет формирование белого карлика с чрезвычайно малой массой (ELM-карлик), которая составляет менее 0,3 массы Солнца, в паре с обычным белым карликом. Системы-прародители таких компактных объектов называют эволюционировавшими катаклизмическими переменными (или «прото-ELM»). Они состоят из белого карлика и прародителя белого карлика с чрезвычайно малой массой, окруженного остаточной оболочкой, где еще идет горение водорода.
Группа астрономов во главе с Каримом Эль-Бадри (Kareem El-Badry) из Смитсоновской астрофизической обсерватории опубликовала результаты исследований выборки из 21 катаклизмической переменной, найденной в данных космического телескопа Gaia. Кривые блеска переменных были взяты из данных обзора неба ZTF (Zwicky Transient Facility), а спектроскопические исследования для 21 системы велись при помощи телескопа Дональда Шейна в обсерватории Лик.
Ученые выяснили, что во всех спектроскопически исследованных катаклизмических переменных звезда-донор полностью или почти полностью заполняет полость Роша. В 13 системах наблюдается перенос массы между компонентами, а в остальных восьми он прекратился недавно. Большинство звезд-доноров горячее, чем любые ранее известные подобные объекты — их эффективные температуры от 4700 до 8000 кельвин.
Все изученные системы, по мнению исследователей, можно отнести к эволюционировавшим катаклизмическим переменным или к их потомкам, где формируется ELM-карлик. Средняя масса прародителя белого карлика с чрезвычайно малой массой составила около 0,15 массы Солнца, а масса компаньона — 0,8 массы Солнца. Таким образом, итогом работы стало увеличение в три раза известной выборки эволюционировавших катаклизмических переменных. Ученые намерены более подробно изучить уже найденные системы, а также еще 29 кандидатов из первоначального списка.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы отыскали самый быстровращающийся белый карлик в катаклизмической системе.
Александр Войтюк
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.