Вернувшаяся в Аргентину гигантская выдра оказалась одиноким самцом

Первая гигантская выдра, которую встретили в Аргентине за последние тридцать лет, оказалась одиноким самцом. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав фотографии с камер-ловушек в национальном парке Эль Импенетрабле на северо-востоке страны. Таким образом, предположение о том, что здесь обосновалось целое семейство редких хищников, не подтвердилось, отмечается в статье для журнала Oryx. Впрочем, специалисты не теряют надежды, что самец дождется прибытия других выдр — либо к нему подселят сородичей, выращенных в неволе или перевезенных из других частей ареала.

Гигантские выдры (Pteronura brasiliensis) — верховные хищники южноамериканских рек и озер. Эти представители семейства куньих могут дорастать до 1,7 метра в длину и весить до тридцати килограммов. Столь внушительные размеры в сочетании со склонностью жить сплоченными группами позволяют гигантским выдрам успешно охотиться даже на кайманов — хотя обычно они все-таки питаются рыбой.

Когда-то гигантские выдры обитали почти по всей Южной Америке. Однако из-за охоты, разрушения пресноводных экосистем и конфликтов с рыбаками численность этих хищников сократилась до нескольких тысяч особей, а прежде единый ареал распался на отдельные очаги в бассейнах Амазонки и Ориноко и в болотистой низменности Пантанал (Международный союз охраны природы даже присвоил этому виду статус вымирающего (Endangered, EN). Во многих странах гигантские выдры и вовсе вымерли. Например, в Аргентине последние достоверные встречи с ними датируются 1980 годами.

Однако в мае этого года биолог Себастьян Ди Мартино (Sebastian Di Martino) из природоохранной организации Fundacion Rewilding Argentina встретил гигантскую выдру в национальном парке Эль Импенетрабле, который расположен в провинции Чако на северо-востоке Аргентины. Исследователь плыл на каяке по реке Рио-Бермехо и неожиданно увидел в примыкающему к руслу пруду Эль Бреаль крупного зверя с характерным светлым пятном на груди. Ди Мартино удалось запечатлеть выдру на камеру мобильного телефона. Позднее в тот же день он вернулся к пруду и обнаружил два недавно вырытых логова и две свежие уборные.

На Рио-Бермехо гигантские выдры не встречаются уже более ста лет. Как одна из них оказалась здесь после столь долгого отсутствия, остается неясным. Ближайшее место обитания ее сородичей — река Хехуи-Гуасу в Парагвае. Однако, чтобы добраться оттуда до парка Эль Импенетрабле, зверю пришлось бы преодолеть около тысячи километров. Согласно альтернативной гипотезе, выдра принадлежит к реликтовой популяции, которая на протяжении нескольких десятилетий скрывалась от внимания исследователей.

Специалисты допускали, что в парке Эль Импенетрабле обосновалась целая семейная группа гигантских выдр. Чтобы проверить это предположение, команда исследователей из Fundacion Rewilding Argentina установила около пруда Эль Бреаль автоматические камеры, реагирующие на движение. Анализ сделанных ими снимков показал, что особь, которую встретил Ди Мартино, является самцом — причем одиноким. Никаких свидетельств присутствия других гигантских выдр обнаружить не удалось.

В ходе дальнейших исследований биологи намерены собрать помет выдры, чтобы с помощью генетического анализа установить ее происхождение. А пока они призывают усилить охрану реки Рио-Бермехо от браконьеров и остановить вырубку лесов в окрестностях национального парка Эль Импенетрабле. Это поможет самцу из Эль Бреаль выжить — и, возможно, дождаться прибытия сородичей. Специалисты даже рассматривают возможность подселить к нему особей, выращенных в неволе или перевезенных из других частей ареала. Так они намерены повысить шансы на восстановление местной популяции выдр.

Следует отметить, что сотрудники Fundacion Rewilding совместно с коллегами из природоохранной организации Tompkins Conservation уже несколько лет планирует вернуть гигантских выдр в водоемы Аргентины. В качестве первой точки реинтродукции они выбрали национальный парк Ибера на северо-востоке страны. Сюда уже прибыли самец и самка из зоопарков Дании и Венгрии. Сейчас эти особи живут в неволе и привыкают друг к другу, однако планируется их выпуск в дикую природу.

Ранее мы рассказывали о том, как капибары (Hydrochoerus hydrochaeris) оккупировали элитный поселок Нордельта на северо-востоке Аргентины. Несмотря на недовольство местных жителей, биологи отмечают, что грызуны не захватили Нордельту, а вернулись к себе домой, поскольку поселок построен на месте водно-болотных угодий, где эти животные издавна обитали.

Нематоды почувствовали телом градиент звукового давления