Радиотелескоп ASKAP отыскал галактику с источником повторяющихся быстрых радиовсплесков

Наземный радиоинтерферометр ASKAP помог астрономам обнаружить галактику, в которой расположен источник повторяющихся быстрых радиовсплесков FRB 20201124A. Оказалось, что мы видим ее такой, какой она была 1,5 миллиарда лет назад, а ее свойства типичны для галактик того времени, образовывавших звезды в умеренном темпе. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Быстрые радиовсплески представляют собой яркие импульсы радиоизлучения, которые длятся миллисекунды и регистрируются на частотах 0,1–8 гигагерц. Впервые их открыли в 2007 году, с тех пор они остаются одной из главных неразрешенных проблем современной астрофизики. В частности, до сих пор однозначно не установлен механизм генерации всплесков (он может быть связан с магнитарами), непонятно также, отчего некоторые источники всплесков появляются лишь один раз, в то время как другие генерируют повторяющиеся всплески.

Чтобы понять природу источников повторяющихся быстрых радиовсплесков, ученым необходимо искать галактики, в которых они расположены, и определять их свойства. На сегодняшний день известно только четыре случая достоверного отождествления источника повторяющихся всплесков с конкретной галактикой, во всех случаях последние характеризуются низким или умеренным темпом звездообразования, некоторые обладают спиральными рукавами. Сами источники всплесков находились в разных районах галактик, например в шаровых скоплениях и областях звездообразования.

Группа астрономов во главе с Вен-фай Фонгом (Wen-fai Fong) из Северо-Западного университета сообщила о пятом случае обнаружения галактики-хозяина источника повторяющихся быстрых радиовсплесков FRB 20201124A, который был впервые обнаружен 25 ноября 2020 года коллаборацией CHIME, использующей радиотелескоп в Канаде. С тех пор от источника зарегистрировано более 1700 всплесков. В работе ученые использовали данные наблюдений радиоинтерферометра ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder), а также данные наблюдений других наземных радиотелескопов и оптических обзоров неба.

Красное смещение галактики-хозяина FRB 20201124A составляет z = 0,0979, что означает, что свет от нее шел до Земли около 1,5 миллиарда лет. Она характеризуется умеренным (2-6 масс Солнца в год) темпом звездообразования, сильной запыленностью и умеренной массой, составляющей 2×1010 масс Солнца. Возраст звездного населения галактики оценивается в 5-6 миллиардов лет, а сами звезды отличаются низкой металличностью. Таким образом галактика-хозяин FRB 20201124A может быть отнесена к типичным галактикам на z ∼ 0,1, образующим звезды без мощных вспышек звездообразования. При этом основным источником постоянного радиоизлучения от галактики, является именно процесс звездообразования, а не активность галактического ядра.

О том, чем могут быть быстрые радиовсплески и почему их интересно изучать можно прочитать в нашем блоге.

Астрономы обнаружили радиационный пояс у коричневого карлика