Астрономы отыскали самую близкую к Солнцу пару сверхмассивных черных дыр

Астрономы отыскали самую близкую к Солнцу пару из сверхмассивных черных дыр, она находится в центре галактики NGC 7727, удаленной на расстояние 89 миллионов световых лет. Кроме того, это первая динамически подтвержденная двойная система сверхмассивных черных дыр, расстояние между которыми меньше одного килопарсека, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

Когда две галактики, содержащие в своих центральных зонах сверхмассивные черные дыры, сливаются, то происходит образование двойной системы из сверхмассивных черных дыр, разделенных расстояниями от одного до сотни килопарсек. Постепенно черные дыры все больше сближаются, теряя энергию за счет излучения гравитационных волн, и сливаются воедино, а возникающие при этом всплески гравитационных волн — главные цели наблюдений для космических гравитационно-волновых обсерваторий, таких как будущая LISA. Таким образом, поиск двойных систем сверхмассивных черных дыр направлен на решение двух задач — подтверждение образования очень массивных черных дыр за счет слияния центральных черных дыр в моделях эволюции галактик и составление каталога интересных кандидатов для гравитационно-волновых обсерваторий.

Группа астрономов во главе с Кариной Фоггель (Karina Voggel) из Страсбургской обсерватории во Франции сообщила об обнаружении самой близкой к Солнцу из известных пары сверхмассивных черных дыр. Открытие было сделано на основе данных наблюдений спектрографа MUSE (Multi-Unit Spectroscopic Explorer), установленного на комплексе телескопов VLT и космического телескопа «Хаббл» за пекулярной галактикой NGC 7727.

NGC 7727 находится в созвездии Водолея, на расстоянии около 89 миллионов световых лет от Солнца, и характеризуется частично искаженной формой, что указывает на недавнее слияние с другой галактикой. В ее центре находятся два галактических ядра, расстояние между которыми оценивается в 1600 световых лет (500 парсек).

В ходе наблюдений удалось определить массы сверхмассивных черных дыр, заключенных в ядрах, которые составили 154 и 6,3 миллиона масс Солнца. Предполагается, что меньшая черная дыра была частью центрального звездного скопления — это остаток богатой газом дисковой галактики, которая до слияния с NGC 7727 была легче нее в пять раз.

Это открытие, по мнению ученых, указывает на то, что в Местной Вселенной существует гораздо больше сверхмассивных черных дыр, а также двойных систем из таких объектов, которые до сих пор не были обнаружены в рамках обзоров неба, так как не демонстрируют признаков активной аккреции вещества. Ожидается, что количество подобных открытий увеличится с введением в строй крупных телескопов нового поколения, таких как ELT.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли два новых кандидата в двойные квазары, содержащие пары сверхмассивных черных дыр.

Спускаемый модуль «Чандраян-3» услышал потенциальное лунотрясение