Детей в Древнем Перу отлучили от груди на третьем году жизни

Биоархеологи исследовали зубы 48 детей, похороненных около 500 года до нашей эры неподалеку от древнего города Караль в Перу, и выяснили, что большинство из них находилось на грудном вскармливании до двух с половиной лет. Схожая практика существует во многих современных сельских общинах Андского региона. Ученые предполагают, что людей к этому могла подтолкнуть засуха и голод. Об исследовании сообщает издание La Prensa Latina.

Около 3000 года до нашей эры в долине реки Супе на территории современного Перу возник крупный город Караль, который долгое время считался древнейшим известным городом Америки. Археологи обнаружили здесь комплекс монументальных сооружений, в том числе шесть древних пирамид, самая ранняя из которых высотой около 30 метров была построена примерно в то же время, что и древнейшие пирамиды Египта. Ученые относят этот памятник к культуре Норте-Чико, которая существовала на северо-центральном побережье Перу около XXX–XVIII веков до нашей эры.

В I тысячелетии до нашей эры эти земли заняла культура Чавин, самый известный памятник которой — Чавин-де-Уантар — расположен в 250 километрах к северу от Лимы. Он представлял собой, по всей видимости, важнейший религиозный центр региона, в который тянулись дороги со всех концов Перу. Одной из отличительных черт этой культуры оказался культ ягуара. Чавинская цивилизация достигла высокого уровня в ремеслах, благодаря чему по всему Древнему Перу распространились образцы характерного искусства. Кроме того, носители этой культуры уже занимались выращиванием кукурузы и одомашнили лам.

Перуанские биоархеологи под руководством Луиса Пезо-Ланфранко (Luiz Pezo-Lanfranco) провели исследование останков маленьких детей, обнаруженных в могильнике примерно в километре от руин древнего города Караль. Изотопный анализ зубов 48 детей, похороненных около 500 года до нашей эры, показал, что большинство из них находилось на грудном вскармливании очень долго, как это делают сегодня во многих сельских общинах Андского региона.

Ученые обнаружили, что почти все дети находились исключительно на грудном вскармливании в течение первых шести месяцев своей жизни. А в дальнейшем их полностью не отлучали от груди до двух с половиной лет. Ученые ожидали, что этот возраст будет гораздо меньшим — около девяти месяцев. Пезо-Ланфранко предположил, что, возможно, такая традиция сложилась у населения города Караль между 3000 и 1800 годами до нашей эры.

Подтвердить свои предположения ученые намереваются исследованиями более древних костей. Однако пока были обнаружены только несколько погребений в городе Караль, причем сохранность зубов не позволила выделить из них коллаген для анализа стабильных изотопов углерода, азота и кислорода. В пользу высказанных предположений говорят находки статуэток из этого региона, изображающих женщин, которые кормят детей грудью.

Ученым не удалось выяснить, связан ли такой способ кормления детей с нехваткой продовольствия в регионе. Вероятно, местные жители пострадали от засухи, которая привела к высокой детской смертности.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических исследованиях, проведенных в Перу. Так, ученые обнаружили остатки древнейшего кирпичного здания в Америке, а также выяснили, что лекарственные травы не спасли от смерти молодую женщину, жившую в окрестностях Лимы около 3500–4100 лет назад.

Палеогенетики отсеквенировали древнюю ДНК из ассирийского кирпича