Грузовой корабль «Прогресс М-УМ» с модулем «Причал» стартовал с космодрома Байконур и отправился к МКС. В пятницу «Причал» пристыкуется к «Науке» и станет последним модулем в российском сегменте МКС.
Строительство Международной космической станции началось в 1998 году со стыковки двух модулей: «Зари» и «Юнити». В 2000 году к ним присоединился модуль жизнеобеспечения «Звезда», и МКС полноценно стала долговременной орбитальной станцией. В нулевые американский сегмент станции пополнился модулями из США, Европы и Японии. Российский тоже вырос: к нему прибавился стыковочный «Пирс», малый исследовательский «Поиск» и стыковочно-грузовой «Рассвет».
В 2010-х американцы в основном завершили свой сегмент МКС. С российским все было сложнее. Запуск модуля «Наука», который должен был полететь к станции еще в 2007 году, неоднократно переносили по разным причинам. Самую длинную задержку вызвала металлическая стружка, оказавшаяся в топливной системе из-за производственного брака. Подробнее об этом можно почитать в большом материале «Роковая стружка».
Из-за этого задержалась отправка узлового модуля «Причал» и Научно-энергетического модуля (НЭМа), который в итоге предложили сделать базовым модулем новой станции РОСС. Таким образом «Причал» остался последним российским модулем, ожидающим отправки к МКС.
«Причал» представляет собой сферический герметичный отсек, к которому могут пристыковаться до пяти объектов. У него шесть стыковочных узлов: активный гибридный, четыре пассивных гибридных боковых и пассивный комбинированный. В состав модуля также входит система обеспечения теплового режима, средства обеспечения газового состава и транзитные магистрали дозаправки топливом. Внутри «Причал» разделен на приборную и обитаемую зоны.
Сегодня в 16:07 по московскому времени грузовой корабль «Прогресс М-УМ» с «Причалом» отправился к МКС. Модуль должен пристыковаться к надирному узлу «Науки» 26 ноября. «Причал» доставит на МКС около 700 килограмм различных грузов, в том числе ресурсную аппаратуру, расходные материалы, средства водоочистки и еду для экипажа.
На МКС есть не только модули государственных космических агентств, но и частные. А в 2024 году американская компания Axiom Space начнет строить на станции первый частный сегмент. После окончания работы МКС она отделит его и превратит в отдельную станцию.
Анна Качалова
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.