Китайские генетики нашли предков шерпов в долине реки Хуанхэ

Китайские генетики исследовали геномы 628 шерпов, проживающих в Тибетском автономном районе, и выяснили, что они генетически близки современным тибетцам. Шерпы оказались потомками населения, жившего в высокогорье более двух тысяч лет назад, но в эпоху неолита и бронзы их предки проживали в верховьях реки Хуанхэ, где они выращивали просо и разводили овец. Результаты исследования опубликованы в журнале Forensic Science International: Genetics.

Шерпы представляют собой народность, живущую в Восточном Непале, Индии, Бутане и пограничных высокогорных районах Китая. Они говорят на языке кангпо, относящемся к южной ветви тибето-бирманских языков. Широкую известность этот народ получил в качестве проводников, особенно для восхождения на Эверест. Генетические адаптации позволили этим людям жить на большой высоте, не страдая при этом от гипоксии. Их хозяйство базируется на пашенном земледелии и отгонном скотоводстве (овцы, яки, дзо). Однако происхождение шерпов и их связь с тибетцами остается достаточно дискуссионным вопросом.

Недавнее исследование ДНК 582 шерпов, проживающих в Непале и Тибетском автономном районе Китая, показало, что материнские и отцовские линии шерпов и тибетцев разошлись достаточно недавно — менее 1500 лет назад. Это опровергло теорию о том, что шерпы и ханьцы были двумя предковыми группами для тибетцев. Ученые пришли к выводу, что, наоборот, тибетцы были предковой популяцией для шерпов, от которых они и унаследовали возможность жить на большой высоте.

Мэнгэ Ван (Mengge Wang) из Института криминалистической экспертизы Гуанчжоу совместно с учеными из Китая исследовала происхождение шерпов. Для этого генетики взяли образцы крови 250 мужчин и 378 женщин, проживающих в провинции Шигадзе Тибетского автономного района. Все участники были коренными шерпами, чьи предки жили в этом районе не менее трех поколений. Ученые секвенировали ДНК из полученных образцов и объединили их с ранее опубликованными геномами 1612 человек, относящихся к 191 современной или древней популяции.

Результаты исследования показали, что шерпы оказались генетически близки к эталонным популяциям Восточной Азии, включая северных и южных ханьцев, дайцев и японцев. Ближе всего к шерпам находятся популяции, говорящие на тибето-бирманских языках и проживающие на Тибетском плато. Анализ главных компонент показал, что восточноазиатские популяции образуют два кластера — южный и северный. Первый кластер включает носителей австронезийских, тай-кадайских, австроазиатских, тибето-бирманских (их Юго-Восточной Азии), хмонг-мьенских языков. Второй — носителей китайских, японских, корейских, тибето-бирманских (с Тибетского плато), тунгусо-маньчжурских, монгольских языков, а также непальских шерпов и древних жителей России и Монголии. Ближе всего непальские шерпы оказались к тибетцам.

Ученые также обнаружили генетическую связь между шерпами и древними жителями Непала, жившими около 2100–2700 лет назад. По их мнению, шерпы были потомками этой популяции. Моделирование показало, что шерпы происходили на 88 процентов от популяции, связанной с археологическим памятником Лацзя культуры Цицзя. В эпоху бронзы эти племена населяли верховья реки Хуанхэ, где выращивали просо и пасли овец. Примерно на 12 процентов шерпы связаны с австрало-азиатскими предками. Генетики сумели проследить происхождение шерпов и тибетцев вплоть до неолитических земледельцев бассейна Хуанхэ.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях генетиков, посвященных происхождению разных народов и цивилизаций. Так, ученые узнали, что эгейцы раннего бронзового века оказались генетически близки местному населению эпохи неолита. Кроме того, генетики выяснили, что этруски были родственны италикам, несмотря на отличавшуюся культуру и язык.

В Скандинавских горах вытаяли элементы узды эпохи викингов