Шум катеров с двигателями внутреннего сгорания отрицательно сказывается на самках гринд с детенышами. Зоологи выяснили, что в ответ на приближение такого судна гринда-мать сокращает время отдыха на 29 процентов, а время кормления отпрыска молоком — на 81 процент. Подобные изменения могут заметно сократить шансы юного дельфина на выживание. Для сравнения, катера с более тихими электрическими двигателями не оказывают значительного воздействия на поведение гринд. В статье для журнала Scientific Reports авторы исследования выражают надежду, что полученные ими результаты будут учтены при организации наблюдений за китами и дельфинами.
Китобойный промысел ушел в прошлое в большинстве стран мира. Его сменила новая индустрия: организация наблюдений за китообразными в дикой природе. Считается, что внимание людей не слишком мешает этим морским млекопитающим — если, конечно, суда с туристами не подплывают к ним слишком близко. Однако моторы катеров и лодок часто производят сильный шум, к которому киты и дельфины очень чувствительны. Таким образом, даже если туристическое судно с бензиновым двигателем находится на безопасном расстоянии от дельфина или кита, теоретически тот все равно может испытывать стресс.
Команда исследователей во главе с Патрисией Арранс (Patricia Arranz) из Университета Ла-Лагуна решила проверить это предположение на примере короткоплавниковых гринд (Globicephala macrorhynchus) из изолированной популяции, которая населяет воды вокруг острова Тенерифе в составе Канарского архипелага и насчитывает около 250 особей. Поскольку гринды держатся вокруг острова круглый год, их довольно легко увидеть. Неудивительно, что на Тенерифе сильно развита индустрия наблюдений за этими крупными дельфинами. В 2018 году здесь насчитывалось 48 компаний, которые специализировались на этой деятельности. В общей сложности они владели 68 судами.
В 2020-2021 годах Арранс и ее коллеги провели в водах у западного побережья Тенерифе ряд полевых экспериментов. Обнаружив отдыхающих у поверхности моря гринд-самок с детенышами (они обычно находились в сопровождении небольшой группы сородичей), ученые приближались к ним на катере, оснащенном двумя бензиновыми либо двумя более тихими электрическими двигателями. Их громкость составляла до 150 децибел и до 140 децибел соответственно.
Авторы соблюдали правила наблюдений за китами и дельфинами, установленные на Канарских островах: не подплывали к гриндам менее чем на 60 метров и не развивали скорость выше 7,4 километра в час. Начав движение в 200 метрах от самки с детенышем, катер проходил мимо них по дуге на скорости около трех километров в час и останавливался, преодолев еще 200 метров. При этом к некоторым особям ученые приближались лишь на 200 метров — они составили контрольную группу. Во всех случаях поведение гринд записывалось на видео с помощью дрона в течение 15 минут.
В общей сложности Арранс и ее соавторам удалось понаблюдать за 36 гриндами-матерями с детенышами. Самки из контрольной группы отдыхали на протяжении 83 процентов времени. Когда к гриндам-матерям подплывали на катере с относительно тихими электродвигателями, они немного сокращали время отдыха до 73 процентов, а шум бензиновых двигателей уменьшал это значение до 59 процентов (то есть на 29 процентов). Детеныши в целом посвящали отдыху меньше времени, чем их матери (54 процента времени в контрольной группе), и авторам не удалось подтвердить, что эта доля снижалась из-за шума двигателей.
Самки из контрольной группы кормили детенышей молоком на протяжении 27 процентов времени. Проход судна на электрической тяге недостоверно сокращал эту долю до 16 процентов. Однако когда к гриндам подплывал катер с бензиновыми двигателями, доля посвященного кормлению времени падала до пяти процентов, что на 81 процент меньше, чем в контрольных условиях. При этом присутствие судна не оказывало влияния на долю времени, которую самки посвящали погружениям, а также на частоту дыхания матери и детеныша.
Анализ показал что шум бензинового двигателя вызывает у самок гринд беспокойство, мешает им отдыхать и значительно сокращает время, которое они тратят на кормление детеныша. Авторы полагают, что эти изменения отрицательно сказываются на состоянии матерей и их потомства: первые тратят больше энергии, а вторые получают меньше пищи. В конечном счете это может отрицательно сказаться на выживаемости юных дельфинов. Похожие результаты ранее были получены для серых дельфинов (Grampus griseus) у Азорских островов и афалин (Tursiops truncatus) в Новой Зеландии: представители обоих этих видов сокращали время отдыха по вине туристических судов (хотя в этих работах уровень шума не оценивался). В то же время шум электрического двигателя почти не сказался на поведении гринд.
Арранс и ее коллеги отмечают, что ради безопасности дельфинов и китов необходимо ограничивать шум, производимый туристическими судами, уровнем в 150 децибел. Один из способов добиться этого — перевести их на более тихие электрические двигатели.
Антропогенный шум становится все более серьезной проблемой для обитателей океанов. Например, шум моторных лодок заглушает любовные песни средиземноморских рыб-жаб (Halobatrachus didactylus). В результате им труднее услышать потенциальных партнеров и конкурентов.
Сергей Коленов