Орангутаны отличились индивидуальным и меняющимся со временем стилем рисования

Ученые впервые доказали, что нечеловеческие приматы могут обладать индивидуальным стилем рисования, который в некоторых случаях эволюционирует в течение жизни. Проанализировав 790 рисунков, созданных калимантанскими орангутанами из японского зоопарка Тама, исследователи выявили заметные различия между творчеством разных особей с точки зрения композиции, выбора цветов и формы изображенных объектов. А у самки Молли, которая была особенно плодовитой художницей, манера рисования менялась со временем — в том числе зависела от сезона. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Animals.

Обезьяны, живущие в зоопарках и исследовательских центрах, нередко увлекаются рисованием. Реалистическая живопись им недоступна, однако они с удовольствием создают яркие абстрактные полотна — даже если не получают за это никакого вознаграждения. Занятия рисованием позволяют заметно разнообразить досуг приматов. Полезны они и для ученых, которые пытаются найти эволюционные истоки изобразительного искусства.

Зоопарк Тама в Токио — одно из мест, где живопись нечеловеческих приматов изучают особенно активно. Содержащиеся здесь калимантанские орангутаны (Pongo pygmaeus) регулярно рисуют на картоне цветными мелками под надзором смотрителей. Особенные успехи в живописи демонстрировала местная самка по имени Молли (1952-2011), которая за последние пять лет жизни создала около 1300 работ.

Команда исследователей во главе с Мари Пеле (Marie Pelé) из Католического университета Лилля решила выяснить, есть ли у орангутанов-художников индивидуальный стиль и меняется ли он с течением времени. Для этого ученые собрали и проанализировали 749 рисунков, созданных пятью самками (Молли, Кики, Джипси, Джули и Юки) из зоопарка Тама с 2006 по 2016 годы. 656 из них принадлежали Молли. Работы Молли ранее уже привлекали внимание ученых: так, несколько лет назад выяснилось, что события из жизни этой самки и личность находившегося рядом с ней смотрителя влияли на то, какие цвета она выберет и как разместит объекты на бумаге (например, после родов других самок Молли чаще использовала красный цвет.

Разбив каждый рисунок на 100 ячеек, Пеле и ее коллеги обнаружили, что орангутаны заполняли штрихами примерно половину из них. В 20 процентах ячеек находились пересекающиеся штрихи разных цветов, а 10 процентов ячеек были более чем наполовину закрашены одним цветом. В среднем приматы использовали по три цвета на один рисунок, а среди геометрических форм отдавали предпочтения узорам, напоминающим веера и петли (на каждом рисунке встречалось по 1,8 и 0,7 таких объекта соответственно).

Анализ показал, что манера рисования Молли заметно отличалась от стиля других орангутанов из Тамы. Она использовала большее число цветов, заполняла штрихами и закрашивала больше ячеек, а также размещала штрихи ближе к центру. Кроме того, ее рисунки были менее контрастными, поскольку она слабо нажимала на мелок. Интересно, что орангутанам нравились разные цвета: Молли и Кики чаще всего выбирали зеленый, а Джипси, Джули и Юки отдавали предпочтение красному.

Авторы отмечают, что их всех самок Молли создавала самые сложные рисунки. За ней следовала Юки — а вот у Кики изображения были простыми, но яркими (в отличие от Молли, она сильно надавливала на мелок). Вероятно, особенности стиля были связаны с индивидуальными чертами характера орангутанов и их жизненным опытом. Так, Молли родилась в дикой природе, жила в двух зоопарках и четырежды приносила потомство. Для сравнения, Кики появилась на свет в неволе, почти сразу оказалась в зоопарке Тама и здесь родила одного детеныша.

Поскольку Молли оставила после себя особенно много рисунков, Пеле с соавторами смогли установить, как видоизменялся ее стиль. Оказалось, что в разные сезоны самка рисовала немного по-разному. Например, в зимние месяцы она заполняла штрихами намного меньшую долю ячеек. Возможно, из-за холодной погоды и отсутствия посетителей зимой ей хотелось рисовать меньше обычного. А весной она намного чаще использовала фиолетовый в качестве основного цвета (в 23,4 процента случаев). Манера рисования самки также менялась в течение пяти лет. К концу жизни Молли стала использовать меньше цветов и заполнять меньшую долю ячеек на листе, а также все чаще отдалялась от центра. Возможно, причина этих изменений отчасти заключалась в проблемах со здоровьем; в частности, самка ослепла на левый глаз. Тем не менее, она продолжала создавать намного более сложные рисунки, чем четыре других орангутана из Тамы.

Пеле и ее коллеги признают, что порой творения орангутанов было трудно интерпретировать, поскольку бумага была заляпана грязью — либо из-за того, что приматы начинали новый рисунок поверх старого. Кроме того, выборка состояла всего из пяти особей одного пола. Тем не менее, авторам впервые удалось продемонстрировать, что у нечеловеческих приматов может быть индивидуальный стиль рисования, который эволюционирует с течением времени.

Увлечение наших предков живописью также началось с абстрактных изображений. На это указывает древнейший известный рисунок — похожий на хэштег узор, который был сделан охрой на кусок камня около 73 тысяч лет назад.

Загадочный хищник из Бразилии оказался гибридом домашней собаки и парагвайской лисицы