Ученые впервые доказали, что нечеловеческие приматы могут обладать индивидуальным стилем рисования, который в некоторых случаях эволюционирует в течение жизни. Проанализировав 790 рисунков, созданных калимантанскими орангутанами из японского зоопарка Тама, исследователи выявили заметные различия между творчеством разных особей с точки зрения композиции, выбора цветов и формы изображенных объектов. А у самки Молли, которая была особенно плодовитой художницей, манера рисования менялась со временем — в том числе зависела от сезона. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Animals.
Обезьяны, живущие в зоопарках и исследовательских центрах, нередко увлекаются рисованием. Реалистическая живопись им недоступна, однако они с удовольствием создают яркие абстрактные полотна — даже если не получают за это никакого вознаграждения. Занятия рисованием позволяют заметно разнообразить досуг приматов. Полезны они и для ученых, которые пытаются найти эволюционные истоки изобразительного искусства.
Зоопарк Тама в Токио — одно из мест, где живопись нечеловеческих приматов изучают особенно активно. Содержащиеся здесь калимантанские орангутаны (Pongo pygmaeus) регулярно рисуют на картоне цветными мелками под надзором смотрителей. Особенные успехи в живописи демонстрировала местная самка по имени Молли (1952-2011), которая за последние пять лет жизни создала около 1300 работ.
Команда исследователей во главе с Мари Пеле (Marie Pelé) из Католического университета Лилля решила выяснить, есть ли у орангутанов-художников индивидуальный стиль и меняется ли он с течением времени. Для этого ученые собрали и проанализировали 749 рисунков, созданных пятью самками (Молли, Кики, Джипси, Джули и Юки) из зоопарка Тама с 2006 по 2016 годы. 656 из них принадлежали Молли. Работы Молли ранее уже привлекали внимание ученых: так, несколько лет назад выяснилось, что события из жизни этой самки и личность находившегося рядом с ней смотрителя влияли на то, какие цвета она выберет и как разместит объекты на бумаге (например, после родов других самок Молли чаще использовала красный цвет.
Разбив каждый рисунок на 100 ячеек, Пеле и ее коллеги обнаружили, что орангутаны заполняли штрихами примерно половину из них. В 20 процентах ячеек находились пересекающиеся штрихи разных цветов, а 10 процентов ячеек были более чем наполовину закрашены одним цветом. В среднем приматы использовали по три цвета на один рисунок, а среди геометрических форм отдавали предпочтения узорам, напоминающим веера и петли (на каждом рисунке встречалось по 1,8 и 0,7 таких объекта соответственно).
Анализ показал, что манера рисования Молли заметно отличалась от стиля других орангутанов из Тамы. Она использовала большее число цветов, заполняла штрихами и закрашивала больше ячеек, а также размещала штрихи ближе к центру. Кроме того, ее рисунки были менее контрастными, поскольку она слабо нажимала на мелок. Интересно, что орангутанам нравились разные цвета: Молли и Кики чаще всего выбирали зеленый, а Джипси, Джули и Юки отдавали предпочтение красному.
Авторы отмечают, что их всех самок Молли создавала самые сложные рисунки. За ней следовала Юки — а вот у Кики изображения были простыми, но яркими (в отличие от Молли, она сильно надавливала на мелок). Вероятно, особенности стиля были связаны с индивидуальными чертами характера орангутанов и их жизненным опытом. Так, Молли родилась в дикой природе, жила в двух зоопарках и четырежды приносила потомство. Для сравнения, Кики появилась на свет в неволе, почти сразу оказалась в зоопарке Тама и здесь родила одного детеныша.
Поскольку Молли оставила после себя особенно много рисунков, Пеле с соавторами смогли установить, как видоизменялся ее стиль. Оказалось, что в разные сезоны самка рисовала немного по-разному. Например, в зимние месяцы она заполняла штрихами намного меньшую долю ячеек. Возможно, из-за холодной погоды и отсутствия посетителей зимой ей хотелось рисовать меньше обычного. А весной она намного чаще использовала фиолетовый в качестве основного цвета (в 23,4 процента случаев). Манера рисования самки также менялась в течение пяти лет. К концу жизни Молли стала использовать меньше цветов и заполнять меньшую долю ячеек на листе, а также все чаще отдалялась от центра. Возможно, причина этих изменений отчасти заключалась в проблемах со здоровьем; в частности, самка ослепла на левый глаз. Тем не менее, она продолжала создавать намного более сложные рисунки, чем четыре других орангутана из Тамы.
Пеле и ее коллеги признают, что порой творения орангутанов было трудно интерпретировать, поскольку бумага была заляпана грязью — либо из-за того, что приматы начинали новый рисунок поверх старого. Кроме того, выборка состояла всего из пяти особей одного пола. Тем не менее, авторам впервые удалось продемонстрировать, что у нечеловеческих приматов может быть индивидуальный стиль рисования, который эволюционирует с течением времени.
Увлечение наших предков живописью также началось с абстрактных изображений. На это указывает древнейший известный рисунок — похожий на хэштег узор, который был сделан охрой на кусок камня около 73 тысяч лет назад.
Сергей Коленов
Они черпали воду палочками и мхом
Ученые из Дании, Канады и США обнаружили, что дикие молодые шимпанзе способны изобретать новые способы использования предметов во время обучения. Хотя большинство инноваций были непрактичными, иногда юным особям удавалось найти предметам эффективное применение, до которого не додумались взрослые. Более склонными к инновациям были отдельные особи, которые также были более увлеченными исследователями. Результаты опубликованы в Scientific Reports.