Ученые впервые доказали, что нечеловеческие приматы могут обладать индивидуальным стилем рисования, который в некоторых случаях эволюционирует в течение жизни. Проанализировав 790 рисунков, созданных калимантанскими орангутанами из японского зоопарка Тама, исследователи выявили заметные различия между творчеством разных особей с точки зрения композиции, выбора цветов и формы изображенных объектов. А у самки Молли, которая была особенно плодовитой художницей, манера рисования менялась со временем — в том числе зависела от сезона. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Animals.
Обезьяны, живущие в зоопарках и исследовательских центрах, нередко увлекаются рисованием. Реалистическая живопись им недоступна, однако они с удовольствием создают яркие абстрактные полотна — даже если не получают за это никакого вознаграждения. Занятия рисованием позволяют заметно разнообразить досуг приматов. Полезны они и для ученых, которые пытаются найти эволюционные истоки изобразительного искусства.
Зоопарк Тама в Токио — одно из мест, где живопись нечеловеческих приматов изучают особенно активно. Содержащиеся здесь калимантанские орангутаны (Pongo pygmaeus) регулярно рисуют на картоне цветными мелками под надзором смотрителей. Особенные успехи в живописи демонстрировала местная самка по имени Молли (1952-2011), которая за последние пять лет жизни создала около 1300 работ.
Команда исследователей во главе с Мари Пеле (Marie Pelé) из Католического университета Лилля решила выяснить, есть ли у орангутанов-художников индивидуальный стиль и меняется ли он с течением времени. Для этого ученые собрали и проанализировали 749 рисунков, созданных пятью самками (Молли, Кики, Джипси, Джули и Юки) из зоопарка Тама с 2006 по 2016 годы. 656 из них принадлежали Молли. Работы Молли ранее уже привлекали внимание ученых: так, несколько лет назад выяснилось, что события из жизни этой самки и личность находившегося рядом с ней смотрителя влияли на то, какие цвета она выберет и как разместит объекты на бумаге (например, после родов других самок Молли чаще использовала красный цвет.
Разбив каждый рисунок на 100 ячеек, Пеле и ее коллеги обнаружили, что орангутаны заполняли штрихами примерно половину из них. В 20 процентах ячеек находились пересекающиеся штрихи разных цветов, а 10 процентов ячеек были более чем наполовину закрашены одним цветом. В среднем приматы использовали по три цвета на один рисунок, а среди геометрических форм отдавали предпочтения узорам, напоминающим веера и петли (на каждом рисунке встречалось по 1,8 и 0,7 таких объекта соответственно).
Анализ показал, что манера рисования Молли заметно отличалась от стиля других орангутанов из Тамы. Она использовала большее число цветов, заполняла штрихами и закрашивала больше ячеек, а также размещала штрихи ближе к центру. Кроме того, ее рисунки были менее контрастными, поскольку она слабо нажимала на мелок. Интересно, что орангутанам нравились разные цвета: Молли и Кики чаще всего выбирали зеленый, а Джипси, Джули и Юки отдавали предпочтение красному.
Авторы отмечают, что их всех самок Молли создавала самые сложные рисунки. За ней следовала Юки — а вот у Кики изображения были простыми, но яркими (в отличие от Молли, она сильно надавливала на мелок). Вероятно, особенности стиля были связаны с индивидуальными чертами характера орангутанов и их жизненным опытом. Так, Молли родилась в дикой природе, жила в двух зоопарках и четырежды приносила потомство. Для сравнения, Кики появилась на свет в неволе, почти сразу оказалась в зоопарке Тама и здесь родила одного детеныша.
Поскольку Молли оставила после себя особенно много рисунков, Пеле с соавторами смогли установить, как видоизменялся ее стиль. Оказалось, что в разные сезоны самка рисовала немного по-разному. Например, в зимние месяцы она заполняла штрихами намного меньшую долю ячеек. Возможно, из-за холодной погоды и отсутствия посетителей зимой ей хотелось рисовать меньше обычного. А весной она намного чаще использовала фиолетовый в качестве основного цвета (в 23,4 процента случаев). Манера рисования самки также менялась в течение пяти лет. К концу жизни Молли стала использовать меньше цветов и заполнять меньшую долю ячеек на листе, а также все чаще отдалялась от центра. Возможно, причина этих изменений отчасти заключалась в проблемах со здоровьем; в частности, самка ослепла на левый глаз. Тем не менее, она продолжала создавать намного более сложные рисунки, чем четыре других орангутана из Тамы.
Пеле и ее коллеги признают, что порой творения орангутанов было трудно интерпретировать, поскольку бумага была заляпана грязью — либо из-за того, что приматы начинали новый рисунок поверх старого. Кроме того, выборка состояла всего из пяти особей одного пола. Тем не менее, авторам впервые удалось продемонстрировать, что у нечеловеческих приматов может быть индивидуальный стиль рисования, который эволюционирует с течением времени.
Увлечение наших предков живописью также началось с абстрактных изображений. На это указывает древнейший известный рисунок — похожий на хэштег узор, который был сделан охрой на кусок камня около 73 тысяч лет назад.
Сергей Коленов
Предки этих видов разошлись около 6,7 миллиона лет назад
Бразильские зоологи идентифицировали необычного хищника, который попал в ветеринарную клинику в городе Вакария в 2021 году. Оказалось, что это межродовой гибрид домашней собаки и парагвайской лисицы — видов, предки которых разошлись 6,7 миллиона лет назад. Это первый пример гибридизации между собаками и дикими южноамериканскими псовыми. Как отмечается в статье для журнала Animals, скрещивание домашних собак с парагвайскими лисицами не сулит последним ничего хорошего: проникновение собачьих генов в дикую популяцию вида снизит ее приспособленность. Два года назад ветеринары из бразильского города Вакария в штате Риу-Гранди-ду-Сул встретились с очень необычным пациентом. В ветеринарную клинику Федерального университета штата поступила самка хищника из семейства псовых, которая была сбита автомобилем. Врачам так и не удалось определить его видовую принадлежность. В Риу-Гранди-ду-Сул обитает четыре вида диких псовых из клады Cerdocyonina: кустарниковая собака (Speothos venaticus), гривистый волк (Chrysocyon brachyurus), майконг (Cerdocyon thous) и парагвайская лисица (Lycalopex gymnocercus) (которая не родственна лисицам из рода Vulpes). На двух первых зверь из Вакарии не похож совсем, а двух последних напоминает формой тела, но отличается от них очень темной окраской с редкими белыми волосками. Благодаря лечению животное пошло на поправку и полностью выздоровело. Более того, если изначально самка вела себя по отношению к людям настороженно, то с течением времени постепенно начала им доверять. После выздоровления зверя перевели в природоохранный центр в городе Санта-Мария, где он в прошлом году скончался по неизвестным причинам. Команда зоологов под руководством Рафаэля Кречмера (Rafael Kretschmer) из Федерального университета в Пелотасе предположила, что странное животное из Вакарии может быть гибридом домашней собаки (Canis (lupus) familiaris) и одного из местных видов диких псовых. Чтобы проверить эту идею, исследователи еще при жизни самки взяли у нее образцы кожи и крови, провели молекулярно-генетический анализ и сравнили полученные результаты с данными о гривистых волках, майконгах и парагвайских лисицах. Кустарниковых собак в выборку не включили — хотя этот вид и встречается в штате Риу-Гранди-ду-Сул, в окрестностях Вакарии он отсутствует. Кречмер с соавторами выяснили, что у загадочного хищника 76 хромосом. Это соответствовало предположению о том, что он является гибридом первого поколения между домашней собакой (у нее 78 хромосом) и майконгом или парагвайской лисицей (у них по 74 хромосомы). Анализ участка митохондриального гена цитохромоксидазы I показал, что матерью самки была парагвайская лисица. А на четырех фрагментах ядерной ДНК исследователи обнаружили несколько участков, где одно азотистое основания из пары было унаследовано от домашней собаки, а второе — от парагвайской лисицы. Таким образом, хищник, который поступил в ветеринарную клинику Вакарии, был гибридом между самцом домашней собаки и самкой парагвайской лисицы. От отца зверь унаследовал темную окраску: по крайней мере среди 1112 изображений парагвайских лисиц из базы данных iNaturalist исследователи не обнаружили ни одного, где была бы запечатлена особь с таким же темным мехом. По словам Кречмера и его коллег, это первый пример гибридизации домашних собак с дикими южноамериканскими псовыми. Ранее были известны лишь гибриды собак с представителями того же рода, например, волками (Canis lupus), койотами (C. latrans) и обыкновенными шакалами (C. aureus). Домашняя собака и парагвайская лисица относятся к разным родам, а их предки разошлись около 6,7 миллиона лет назад. Тем не менее, это не помешало скрещиванию двух видов и появлению жизнеспособного потомства. Возможно, гибридная самка и сама смогла бы родить детенышей от одного из родительских видов, однако во время лечения ее стерилизовали. Кроме того, авторы не исключают, что в природе живут и другие гибриды между домашними собаками и парагвайскими лисицами. Скорее всего, появление необычного гибрида по крайней мере отчасти связано с человеческой деятельностью. Большинство природных экосистем в штате Риу-Гранди-ду-Сул заменены пахотными землями и пастбищами. Парагвайские лисицы неплохо приспособились к жизни в таких условиях — однако по соседству с людьми они чаще встречаются с собаками, что повышает вероятность гибридизации между двумя этими видами. В результате в популяцию лисиц попадают собачьи гены, которые снижают их приспособленность. В качестве примера можно привести гены темной окраски, делающие гибридных животных более заметными для хищников и добычи. Кроме того, тесное общение диких южноамериканских псовых с домашними собаками может привести к тому, что они начнут заражаться собачьими болезнями и паразитами. Если вам интересны дикие псовые, пройдите наш тест «Десять шакалов из десяти». В нем нужно по фотографиям отличить шакалов от других представителей семейства. По мере прохождения теста вопросы становятся сложнее, а изображения — шакальнее.