Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой

Астрономы открыли первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой белого карлика, который перетягивает на себя вещество звезды-компаньона. В подобной системе вокруг карлика не формируется аккреционный диск, вместо этого вещество на него падает в виде потока, который попеременно попадает в его полюса. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Поляры представляют собой необычный тип катаклизмических переменных, состоящих из обычной звезды и белого карлика. В подобных системах карлик перетягивает на себя вещество своего компаньона, заполняющего полость Роша, и образует вокруг себя аккреционный диск. Однако в полярах такой диск не образуется из-за сильного магнитного поля белого карлика, а у промежуточных поляров может существовать лишь внешняя часть аккреционного диска, при этом во внутренней области вещество движется уже только по силовым линиям магнитного поля карлика, попадая в области его полюсов.

Изучение таких систем позволяет узнать больше о связи между магнитным полем и механизмами аккреции, в частности, существует идея о том, что промежуточные поляры могут быть прародителями поляров. Предсказывается также, что существуют промежуточные поляры, где свободно вращающийся белый карлик с достаточно большим магнитным моментом препятствует образованию аккреционного диска, а вещество на него падает в виде потока, который попеременно попадает в его полюса (явление переворота полюсов), однако таких объектов до недавних пор не находили. Наиболее удобны для исследований затменные промежуточные поляры, для которых можно с большой точностью определить массы компонентов системы и структуру области, где происходит аккреция вещества на карлик. Однако подобных систем известно очень мало.

Группа исследователей во главе с Клаусом Бойерманом из Геттингенского университета в Германии представила результаты исследований затменного промежуточного поляра J1832.4-1627. Этот объект находится на расстоянии 4,1–9,3 тысячи световых лет от Солнца и примечателен тем, что был открыт летом 2019 года совершенно случайно — тогда астрономы из обсерватории Калар Альтоискали комету P/2012 K3 (Gibbs), а нашли поляр. В работе группа Бойермана использовала данные наблюдений обсерватории Калар Альто, Южноафриканской астрономической обсерватории и нескольких телескопах обсерватории Лас-Кумбрес, охватывающие период с 2019 по 2021 год.

Период обращения тел в J1832.4-1627 друг вокруг друга составляет 8,87 часа. В системе с периодом 65,18 минуты случаются глубокие затмения компонентами друг друга. Предполагается, что компаньоном белого карлика является звезда спектрального класса К6, массой 0,16–0,6 массы Солнца, которая раздута по сравнению со звездами главной последовательности.

Ученые определили, что вокруг белого карлика нет признаков наличия аккреционного диска, а скорость аккреции переменна. Излучение во время затмений исходит из двух точек аккреции на белом карлике, причем наблюдаемые характеристики излучения указывают на явление переворота полюсов. Таким образом, J1832.4-1627 стал первым известным затменным промежуточным поляром со потоковой подпиткой веществом белого карлика. Предполагается, что в будущем двойная система может эволюционировать в поляр или ультракомпактную двойную систему с сильным магнитным полем. Ученые считают, что J1832.4-1627 является очень интересной целью для дальнейших исследований, в частности в рентгеновском диапазоне волн и при помощи методов оптической спектроскопии и спектрополяриметрии.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли самый быстровращающийся белый карлик, входящий в состав промежуточного поляра, и открыли экзотический затменный поляр.

Solar Orbiter увидел крошечные джеты в короне Солнца