Волнистые астрильды с ярко-красной грудью обошли сородичей по социальному статусу

Волнистые астрильды, стайные птицы из отряда воробьинообразных, занимают в социальной иерархии место, соответствующее их расцветке. Орнитологи выяснили, что чем насыщеннее красное пятно на груди особи, тем выше ее статус. Как отмечается в статье для журнала Animal Behaviour, яркая окраска груди может свидетельствовать, что астрильд свободен от паразитов. Дело в том, что обеспечивающие ее каротиноиды участвуют в работе иммунной системы — и если птица способна без вреда для себя потратить часть из них на оперение, со здоровьем у нее все в порядке, так что она легко выиграет конфликт с сородичем.

Многие животные жестко конкурируют с сородичами за пищу, брачных партнеров и другие ресурсы. В результате выстраиваются иерархические отношения, преимущество в которых получают самые сильные и здоровые представители вида. Нередко таких доминирующих особей можно отличить по крупным размерам или яркой окраске. Зоологи предполагают, что признаки, указывающие на физическое состояние животного и его место в иерархии, позволяют снизить количество конфликтов. Например, сородичи вряд ли станут проявлять агрессию к крупной и яркой особи — ведь ее внешний вид указывает, что с ней лучше не связываться.

Птицы часто заявляют о своем здоровье и социальном статусе с помощью особых участков оперения. Убедиться в этом можно, понаблюдав за посетителями кормушки: самцы домовых воробьев (Passer domesticus) и больших синиц (Parus major) с крупными черными галстуками доминируют над сородичами и получают привилегированный доступ к пище (кроме того, они привлекательнее для самок). Похожие метки черного и коричневого цветов, то есть основанные на пигменте меланине, характерны и для ряда других видов.

Каротиноидные пигменты, которые окрашивают оперение птиц в оттенки красного, оранжевого и желтого, также могут служить для установления и поддержания иерархического статуса. Однако предыдущие исследования этого вопроса привели к смешанным результатам. Хотя самки многих видов птиц оценивают самцов по размеру и насыщенности красных, оранжевых и желтых участков оперения, лишь у некоторых пернатых эти признаки указывают на положение особи в группе.

Команда орнитологов под руководством Патришии Бельтрао (Patrícia Beltrao) из Университета Порту решила исследовать данный вопрос на примере волнистых астрильдов (Estrilda astrild) — мелких воробьиных птиц, которые живут в Африке южнее Сахары и завезены в Европу, Америку и на многие океанические острова. Представители этого вида держатся большими стаями, в которых поддерживается умеренная иерархия, усиливающаяся в период размножения (при этом подчиненные особи иногда проявляют агрессию к доминирующим и даже могут одержать над ними верх). Самцы и самки волнистых астрильдов окрашены довольно похоже: основной тон оперения у них коричневато-серый, с красной маской вокруг глаз и красным пятном на груди.

Бельтрао и ее коллеги поймали в дикой природе 54 волнистых астрильда, пометили их индивидуальными цветными кольцами и разместили в большом вольере площадью 235 квадратных метров с 12 кормушками. С декабря 2017 года по июнь 2019 года авторы в течение четырех периодов продолжительностью по два месяца фиксировали взаимоотношения в группе астрильдов.

В 2017-2018 годах орнитологи записали 19 видео, на которых запечатлели 485 случаев посещения кормушек астрильдами. На основе этих записей они рассчитали среднее время кормления для каждой птицы. Кроме того, в 353 случаях удалось оценить промежуток между посещениями одной и той же кормушки разными особями. Проанализировав полученные данные, авторы установили, какой диапазон между визитами разных птиц на одну кормушку соответствуют случаям, когда один астрильд прогоняет другого.

На следующем этапе Бельтрао с соавторами пометили астрильдов индивидуальными RFID-метками, а на кормушках разместили антенны, позволяющие фиксировать визиты отдельных особей. Благодаря данным, собранным при анализе видео, исследователи получили возможность узнать, когда одна птица прогоняет с кормушки другую — и что именно это за птицы. Установив, какие особи доминируют над сородичами и отгоняют их от еды, а какие, напротив, уступают, авторы смогли восстановить иерархическую структуру группы.

Чтобы выяснить, какие факторы оказывают влияние на положение астрильдов в иерархии, исследователи провели ряд дополнительных процедур. Они оценили размер тела каждой птицы (а именно длину цевки и головы с клювом) и площадь и насыщенность красных участков на лице и груди. Кроме того, авторы определили индивидуальные черты характера подопытных птиц, их когнитивные способности и реакцию на стресс.

Проанализировав полученные данные, Бельтрао и ее коллеги обнаружили, что с положением астрильда в группе коррелирует единственный фактор — насыщенность красного пятна на груди. Иными словами, чем краснее грудь птицы, тем выше та будет находиться в иерархии. Влияние всех остальных факторов, включая пол, размер, черты характера и даже площадь пятна на груди, оказалось статистически недостоверным.

Интересно, что, согласно одному из предыдущих исследований, более крупные волнистые астрильды доминируют над более мелкими. Однако данное исследование проводилось на птицах, которые жили в клетках, что могло исказить его результаты. При содержании астрильдов в условиях, приближенных к естественным, эту закономерность подтвердить не удалось. Авторы объясняют это тем, что в природе драки астрильдов происходят в воздухе или на тонких травинках, так что крупные размеры вовсе не обязательно обеспечивают им победу.

Бельтрао с соавторами полагают, что насыщенность красного пятна на груди волнистых астрильдов может быть честным сигналом, который свидетельствует о низкой зараженности паразитами, а значит, о хорошей работе иммунитета (для сравнения, у деревенских ласточек североамериканского подвида (Hirundo rustica erythrogaster) красный цвет груди самца свидетельствует, что он не заражен клещами). Дело в том, что каротиноиды участвуют в работе иммунной системы — и если птица может без вреда тратить их на окрашивание перьев, с ее здоровьем все в порядке и она с высокой вероятностью выйдет победителем из конфликта с сородичами. Это позволяет ей занимать высокое положение в иерархии. Неудивительно, что самки астрильдов предпочитают самцов с насыщенным пятном на груди.

Около двадцати процентов самок колибри ошейниковых якобинов (Florisuga mellivora) окрашены как самцы. Орнитологи выяснили, что данная особенность обеспечивает им привилегированный доступ к пище. Скромно окрашенных самок часто прогоняют с цветков и кормушек сородичи или колибри других видов, в то время как яркие самки благодаря сходству с самцами реже становятся жертвам подобной агрессии и могут кормиться чаще и дольше.

Попытки бесхвостых амфибий спариться с кем попало начались больше 200 миллионов лет назад