Астрономы подтвердили формирование ультрадиффузных галактик за счет лобового обдирания

Астрономы впервые наблюдательно подтвердили механизм формирования ультрадиффузных галактик за счет лобового обдирания вещества галактики межгалактическим газом. Предполагается, что этот процесс является основным путем формирования подобных систем в скоплениях галактик. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Ультрадиффузные галактики представляют собой необычные системы, происхождение которых до сих пор остается для астрономов предметом споров. При размерах, сравнимых с Млечным Путем, они обладают крайне низкой светимостью и содержат в несколько тысяч раз меньше звезд. Сотни протяженных ультрадиффузных галактик были обнаружены не так давно в крупном скоплении Кома, а также в группах галактик, наряду с компактными карликовыми эллиптическими и линзовидными галактиками. Их эволюционные пути можно определить, отождествив молодые ультрадиффузные галактики и их аналоги в виде карликовых эллиптических галактик, населенные яркими массивными звездами, которые удобно наблюдать.

Группа астрономов во главе с Игорем Чилингаряном (Igor V. Chilingarian) и Кириллом Гришиным (Kirill A. Grishin) из ГАИШ МГУ опубликовала результаты исследований 11 маломассивных (от 2×108 до 2×109 масс Солнца), крупных (эффективный радиус от двух до 5 килопарсек) PSG-галактик (галактики, где недавно прекратилось бурное звездообразование). Они находятся в скоплениях галактик Кома и Abell 2147. Спектроскопические наблюдения за галактиками велись при помощи 6,5-метрового телескопа MMT (Multiple Mirror Telescope), также использовались данные наземных обзоров неба и других наземных телескопов.

Исследователям впервые удалось практически подтвердить механизм образования ультрадифузных галактик, описанный теоретически еще в 70-х годах прошлого века. Когда маломассивная дисковая галактика попадает в скопление, горячий межгалактический газ своим давлением вытесняет межзвездную среду в галактике, формируя длинный хвост со следами текущего или недавнего звездообразования. При этом в самой галактике вещества, пригодного для формирования новых звезд, становится очень мало, и процессы звездообразования практически прекращаются — в дальнейшем в результате пассивной эволюции галактика превращается в ультрадиффузную.

Ученые оценили, что примерно 44 процента самых ярких ультрадиффузных галактик в скоплении Кома могли образоваться в результате механизма лобового обдирания, таким образом, он может быть основным процессом формирования подобных систем в скоплениях галактик.

Ранее мы рассказывали о том, как изолированность угасших ультрадиффузных галактик объяснили их выбросом из скоплений.

Физики ограничили ультралегкую темную материю при помощи атомных часов