Гренландского динозавра возрастом 214 миллионов лет назвали «холодной костью»

Палеонтологи описали новый вид травоядных динозавров, который жил на востоке Гренландии более 200 миллионов лет назад. Он получил название Issi saaneq — в переводе с гренландского это означает «холодная кость». Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Diversity.

Платеозавры (Plateosaurus) — одни из первых нептичьих динозавров, открытых палеонтологами. Эти травоядные ящеры из группы зауроподоморф, жившие на Земле в конце триаса, были впервые описаны еще в 1837 году. С тех пор ископаемые остатки платеозавров неоднократно находили в Европе и Северной Америке. В настоящее время большинство специалистов выделяют три вида этих рептилий: P. trossingensis, P. longiceps и P. gracilis. Впрочем, систематика платеозавров и их сородичей из семейства Plateosauridae пока не до конца устоялась, так что в литературе встречаются и другие варианты.

Команда исследователей под руководством Виктора Беккари (Victor Beccari) из Нового университета Лиссабона решила подробнее изучить предполагаемый череп молодого платеозавра P. trossingensis, обнаруженный на полуострове Земля Джеймсона на востоке Гренландии в 1991 году. Позднее здесь же были добыты другие экземпляры зауроподоморф, напоминающих платеозавров. Беккари с коллегами включили в исследование один из них — череп детеныша. Возраст обоих находок составляет примерно 214 миллионов лет, то есть они относятся к позднему триасу.

Воспользовавшись микрокопьютерной томографией, авторы подробно описали строение двух гренландских черепов. Оказалось, что с точки зрения анатомии их обладатели отличались от платеозавров достаточно сильно, чтобы их можно было выделить в отдельный вид и род в составе семейства Plateosauridae. Он получил название Issi saaneq. В переводе с гренландского языка родовое имя динозавра означает «холод», а видовое — «кость». Как отмечают Беккари и его соавторы, I. saaneq обладал набором черт, который ранее не отмечался у ранних зауроподоморф.

Внешне I. saaneq, скорее всего, напоминал платеозавров. Иными словам, это был травоядный динозавр средних размеров с длинной шеей и хвостом. Передвигался он на задних ногах.

Учитывая, насколько суров климат современной Гренландии, трудно представить, что когда-то здесь обитали нептичьи динозавры. Однако в конце триаса на Земле было теплее, а сам остров тогда входил в состав сверхконтинента Пангея и лежал ближе к экватору — на широте Черного моря. Местность, где жили I. saaneq, располагалась либо во влажном поясе на побережье, либо в переходной зоне между ним и более сухой внутренней частью Пангеи. Интересно, что I. saaneq был самым северным из триасовых зауроподоморф.

Недавно мы рассказывали о других триасовых зауроподоморфах — мусзаврах (Mussaurus patagonicus). Они обитали на территории современной Аргентины 193 миллионов лет назад. Палеонтологи предполагают, что мусзавры первыми из динозавров начали вести социальный образ жизни.

Физики вычислили частоту дыхания платеозавра