Результаты наблюдений японских биологов показали, что выброшенные в море шины смертельно опасны для раков-отшельников. Они залезают внутрь шины и больше не могут оттуда выбраться, погибают от голода или становятся жертвами каннибализма. В статье, опубликованной в Royal Society Open Science, авторы отмечают, что это может привести к сокращению численности популяции раков-отшельников и нанести большой вред всей прибрежной экосистеме.
Ежегодно в океан попадают миллионы тонн использованных шин. Из-за широкой доступности и долговечности шин из них строят волноломы, прибрежные защитные сооружения и искусственные рифы для развития рыболовства. В результате неправильной утилизации покрышек и разрушения приливным течением искусственных рифов шинами загрязняется морское дно. Выброшенные шины представляют собой серьезную опасность для окружающей среды. Они могут привести к загрязнению почвы, вымыванию тяжелых металлов, уничтожению растительности и коралловых рифов.
Японские биологи обнаружили, что шины опасны и для мелких морских животных. В июне 2012 года, исследуя морское дно в заливе Муцу, биологи Ацуши Согабе (Atsushi Sogabe) и Киити Такацудзи (Kiichi Takatsuji), из Университета Хиросаки, на глубине 8 метров наткнулись на выброшенную автомобильную шину, которая была заполнена сотнями панцирей раков-отшельников. Эти ракообразные из надсемейства Paguroidea в основном живут в пустых панцирях брюхоногих моллюсков. Некоторые панцири еще были заняты живыми раками, но большая часть была повреждена и пуста, скорее всего их обитатели давно погибли из-за голода, вероятнее всего прибегая и к каннибализму .
Японские биологи предположили, что раки-отшельники взбираются по боковым сторонам покрышки и спускаются в ее внутреннюю часть. Но оказавшись там, они не могут выбраться из-за изогнутой внутренней стенки шины. Ученые решили проверить свою гипотезу, проведя два эксперимента.
Для начала, они установили шесть шин от легковых автомобилей на морское дно в разных частях залива Муцу. С октября 2015 года по сентябрь 2016 года биологи наблюдали за шинами, проверяя их каждый месяц. Они подсчитывали всех раков-отшельников, оказавшихся внутри покрышек, исследовали, а затем отпускали. За год эксперимента в шести шинах ученые насчитали 1278 раков-отшельников.
Во время годового эксперимента, ученые не наблюдали за шинами постоянно, а значит могли быть раки, которым удалось сбежать. Тогда Согабе и Такацудзи решили определить, могут ли раки-отшельники выбираться из внутренней части шины за короткий срок. Для этого, они поместили использованную шину в центр круглого бассейна, оставив несколько раков-отшельников внутри. За 18 часов эксперимента из покрышки не удалось выбраться ни одной особи. Ученые заметили, что выбраться оттуда ракам-отшельникам мешает не только изогнутая форма, но и гладкая поверхность внутренней части шины, которая не дает зацепиться и взобраться наверх.
Раки-отшельники занимают важное место в пищевой цепи прибрежных экосистем, являясь одновременно добычей для хищных рыб и падальщиками. В заливах, где течения слабые, увязшие в песке шины могут представлять серьезную угрозу для раков-отшельников, а значительное уменьшение численности особей может нанести ущерб всей прибрежной экосистеме.
Чтобы избавлять морское дно от мусора, европейские исследователи запустили в 2020 году проект SeaClear. Дистанционно управляемая система состоит из воздушного беспилотника, беспилотного корабля и двух подводных дистанционно управляемых аппаратов, которые собирают мусор не только в толще воды, но и на поверхности.
Алиса Родина