Китайские палеонтологи обнаружили самый ранний пример того, как животные используют раковины других видов в качестве убежищ. Изучив четыре отпечатка морских червей приапулид возрастом более 500 миллионов лет, исследователи пришли к выводу, что эти беспозвоночные прятались от хищников в пустых раковинах подобно современным ракам-отшельникам. Ранее считалось, что подобное поведение впервые возникло в середине юрского периода, около 170 миллионов лет назад. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Морские черви приапулиды (Priapulida), отдаленные родственники нематод и волосатиков, известны в основном благодаря причудливому внешнему виду. Тело этих беспозвоночных состоит из удлиненного туловища и массивного хоботка — и в целом напоминает человеческий пенис. Неудивительно, что по-английски их иногда называют называют «червями-пенисами» («penis worms»), а латинское название данной группы происходит от имени греческого бога плодородия Приапа, который изображался с чрезмерно развитым половым членом.
Сегодня на Земле существует всего около двадцати видов приапулид. Самые мелкие из них не вырастают больше двух-трех миллиметров, живут между песчинок и питаются детритом. Самые крупные приапулиды дорастают до 40 сантиметров. Они роют норы в иле или песке и охотятся на малоподвижных животных, таких как моллюски, иглокожие и даже собственные сородичи. Специалисты полагают, что время расцвета приапулид давно прошло, а ныне живущие виды следует рассматривать как последних представителей некогда разнообразной и многочисленной группы, которая возникла еще в начале кембрийского периода, около 540 миллионов лет назад.
Команда китайских палеонтологов, которую возглавил Си-Гуан Чжан (Xi-guang Zhang) из Юньнаньского университета, обнаружила новые свидетельства в пользу того, что древние приапулиды были куда разнообразнее современных. В центре их внимания оказались четыре ископаемых отпечатка этих червей в Гуаньшане на юге Китая. Возраст образцов авторы оценили в 509-514 миллионов лет, что соответствует середине кембрийского периода. Судя по скромным размерам червей (в длину они достигали всего 10-18 миллиметров) и ряду анатомических особенностям, они относились к вымершему роду Eximipriapulus.
Чжан и его коллеги заметили, что каждая из четырех приапулид заключена в домик — пустую раковину конической формы длиной с себя, но более широкую. Судя по всему, эти раковины принадлежали хиолитам, напоминавшим моллюсков беспозвоночным, которые появились на планете в кембрии и вымерли в конце перми. Исследователи предполагают, что приапулиды использовали пустые раковины для защиты от хищников: обнаружив подходящий по размеру домик, они забирались внутрь и жили там в относительной безопасности. Для современных приапулид такое сложное поведение неизвестно — однако в пустых раковинах постоянно живут раки-отшельники (Paguroidea) и некоторые другие ракообразные, а также отдельные виды кольчатых червей и сипункулид (Sipuncula).
Находка китайских ученых — самый ранний пример того, как животные используют пустые раковины в качестве убежищ. Ранее предполагалось, что такое поведение впервые возникло в середине юрского периода около 170 миллионов лет назад, когда из-за обилия хищников многим обитателям морей и океанов пришлось обзавестись дополнительной защитой. Однако результаты исследования Чжана и его соавторов указывают, что приапулиды научились прятаться в раковинах намного раньше, уже в кембрии (а другие кембрийские представители данной группы начали самостоятельно строить домики из слизи). Возможно, они тоже жили в окружении многочисленных хищников — и вынуждены были приспосабливаться. Это указывает, что кембрийские экосистемы были устроены намного сложнее, чем принято считать.
Ранее в Гуаньшане был обнаружен древнейший пример клептопаразитизма — воровства чужой пищи. Палеонтологи нашли скопление плеченогих с многочисленными трубками на раковинах. Трубки, по всей видимости, принадлежали каким-то другим беспозвоночным и располагались так, что сидящие в них могли забирать часть пищи у плеченогих.
Сергей Коленов