NASA утвердило финальный облик лунохода VIPER, который осенью 2023 года отправится исследовать южный полюс Луны и искать там залежи водяного льда. Аппарат получит три научных прибора, бур и фары, и будет способен двигаться со скоростью 20 сантиметров в секунду, сообщается на сайте агентства.
Разработка лунохода VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover) ведется в рамках программы NASA «Артемида». Ровер будет исследовать окрестности крупного кратера Нобиле в южной полярной области Луны, за сто дней работы аппарат должен провести три сеанса бурения и проанализировать извлеченные образцы грунта и поверхностный реголит на предмет содержания водяного льда. Это необходимо для планирования будущих пилотируемых полетов к Луне.
27 октября 2021 года NASA объявило, что завершило критический анализ конструкции ровера и утвердило его компоновку. Общая масса четырехколесного лунохода составит почти 450 килограмм, он будет получать энергию от солнечной батареи с пиковой мощностью 450 ватт и двигаться с максимальной скоростью около 20 сантиметров в секунду. Аппарат получит нейтронный спектрометр, масс-спектрометр и инфракрасный спектрометр, а также камеры и метровый бур. VIPER станет первым луноходом, на который установят фары для работы в условиях плохой освещенности.
Строительство лунохода начнется в конце 2022 года в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, а разработка программного обеспечения и системы навигации для него будет вестись в Центре Эймса. Ровер должен быть готов к середине 2023 года, чтобы в ноябре того же года ракета-носитель Falcon Heavy вывела в космос спускаемый модуль Griffin, на борту которого будет находиться VIPER.
О том, как ученые ищут воду на естественном спутнике Земли, читайте в материале «За водой на Луну».
Александр Войтюк
Два двигателя из 33 отключились раньше времени
25 августа на космодроме Starbase в Техасе компания SpaceX провела второй огневой тест двигателей Raptor 2 прототипа ускорителя Super Heavy B9. Все 33 двигателя успешно запустились, однако до конца испытания, время которого составило 6 секунд, проработал 31 двигатель. Во время теста двигатели развили суммарную тягу около 35 миллионов ньютонов, сообщает официальный аккаунт компании в X (Twitter). Во время первого статического огневого испытания прототипа ускорителя B9, которое состоялось 6 августа 2023 года, преждевременно отключились 4 двигателя из 33. Кроме того первый тест завершился раньше запланированного времени — двигатели проработали всего 2,74 секунды из 5 запланированных. После этого ускоритель был снят со стартового стола и перевезен обратно в сборочный цех, где на него сверху установили переходный отсек с теплозащитным экраном. Отсек предназначен для защиты первой ступени от воздействия раскаленных газов двигателей корабля Starship во время расстыковки по «горячей» схеме, которую SpaceX планирует применить во время предстоящего второго орбитального теста ракеты. Точная дата запуска на данный момент неизвестна.