«Спектр-РГ» увидел поток протонов от мощной солнечной вспышки

Детекторы рентгеновского телескопа ART-XC космической обсерватории «Спектр-РГ» зафиксировали момент прихода потока солнечных протонов, ускоренных во время мощной вспышки класса X, произошедшей 28 октября, сообщается на сайте ИКИ РАН. Ожидается, что в ближайшие дни дошедший до Земли корональный выброс массы породит магнитную бурю.

В середине прошлого года начался новый цикл солнечной активности — он стал 25-м по счету с момента начала наблюдений, датированных концом XVIII века. Это проявляется в виде увеличения числа солнечных пятен и возникновения вспышек и корональных выбросов массы, которые, достигнув нашей планеты, могут вызывать полярные сияния, а также приводить к сбоям в работе спутников и наземных энергосистем.

28 октября 2021 года в 18:35 по московскому времени группа пятен AR2887 породила вспышку класса Х1, которая стала второй по интенсивности в текущем цикле. Она была зафиксирована космическими обсерваториями, такими как SDO или SOHO, и направлена к Земле. Вспышка уже привела к временным помехам в коротковолновой радиосвязи на Земле. Ожидается, что плазма коронального выброса достигнет нашей планеты 30–31 октября. Это приведет к магнитной буре класса G3 и возникновению полярных сияний в высоких и средних широтах.

Вспышку смогли заметить не только солнечные обсерватории, но и рентгеновский телескоп ART-XC имени Павлинского космической обсерватории «Спектр-РГ», которая находится вблизи второй точки Лагранжа в системе Солнце — Земля. Спустя полчаса после начала вспышки детекторы зарегистрировали четырехкратный рост уровня фонового рентгеновского излучения, что связывается с потоком протонов, ускоренных в солнечных вспышках. Подобные события являются вредными для телескопа, так как мешают наблюдениям за далекими галактиками или объектами Млечного Пути, поэтому ученым необходимо постоянно их отслеживать, чтобы не вести в этот момент наблюдений.

О том, как годичные кольца помогли ученым понять силу вспышек на Солнце тысячу лет назад, читайте в нашем материале «События Мияке».

Астрономы увидели циклы облачной активности на Нептуне