Ученые из Великобритании и США выяснили, что тысячелетняя золотая погребальная маска, обнаруженная в богатом погребении в Перу, оказалась окрашена киноварью, замешанной на человеческой крови и птичьих яйцах. Исследователи предположили, что это часть ритуала древних людей, проводивших обряд возрождения умершего лидера. Результаты исследования опубликованы в Journal of Proteome Research.
На территории северного побережья Перу в доинкский период сложилась археологическая культура Сикан, датируемая около 900–1350 годов нашей эры. Период расцвета этой культуры пришелся на 900–1100 года. Это время характеризуется строительством общественно-культовых центров с монументальными храмами, а также появлением пирамидальных курганов, использовавшихся для захоронения знати. Так, в Батан-Гранде археологи нашли порядка 20 пирамид высотой до 30 метров, построенных из сырцового кирпича, в Тукуме — 25 пирамид высотой до 20–25 метров.
Погребения в таких комплексах сопровождались богатым погребальным инвентарем, включавшим керамику, металлические инструменты и украшения, кости лам, а также жертвоприношениями. Так, женщина, погребенная в комплексе Уака-Чотуна, была захоронена с большим количеством золотых и серебряных украшений, погребальной маской, скипетром и семью жертвами.
Элизабет Пирес (Elisabete Pires) из Оксфордского университета совместно с учеными из Великобритании и США исследовала образец красной краски с поверхности золотой маски, обнаруженной в ходе раскопок 1991–1992 годов в погребении знатного мужчины 40–50 лет. Маска закрывала лицо умершего, голова которого была намеренно отделена от тела. Вскоре после обнаружения этого предмета археологи и реставраторы начали исследовать вопрос, почему толстый слой краски (около 1–2 миллиметров) не слез с полированной поверхности артефакта, пролежавшего в течение тысячи лет на глубине 12 метров.
Археологи сообщили, что мужчина был захоронен в погребальной камере размером 3×3 метра в согнутом положении вверх ногами. Весь его скелет был выкрашен красной краской, а рядом с ним находились останки двух молодых женщин в положении роженицы и акушерки, а также два детских скелета. Погребальный инвентарь включал около 1200 килограмм различных предметов, треть из которых приходилась на металлические изделия, в том числе из золота и серебра.
Ученые отметили, что прошлые исследования состава образца краски с помощью рентгенофлуоресцентного анализа показали, что она содержала ртуть и серу, а рентгенофазный анализ позволил идентифицировать ее как киноварь. Однако остальной состав оставался неизвестным. В новой работе ученые решили прибегнуть к инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье и протеомному анализу.
Результаты исследования показали, что в краске находились белки, связанные с человеческой кровью и яйцами птиц. По мнению ученых, киноварная краска, замешанная на человеческой крови и птичьих яйцах, использовалась только в погребальных обрядах знати. Возможно, все тело умершего покрывали таким веществом, чтобы придать ему жизненную силу. Более того, останки других людей, погребенных с мужчиной, позволили археологам предположить, что древние люди проводили ритуал возрождения умершего лидера.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследования южноамериканских древностей. Так, биоархеологи выяснили, что лекарственные травы не спасли молодую женщину от смерти более 3500 лет назад. Кроме того, археологи подтвердили, что у индейцев Уари существовала прибрежная колония.
Михаил Подрезов
Ее похоронили ничком и со связанными ногами
Британские археологи во время раскопок раннесредневекового поселения Конингтон, существовавшего на территории современного графства Кембриджшир, обнаружили необычное погребение девушки, прожившей около 15 лет. По всей видимости, примерно в 680–880 годах нашей эры ее похоронили на дне ямы, образовавшейся на месте снесенных главных ворот, причем тело уложили в позе ничком. Более того, судя по расположению костей, девушке к тому же связали ноги. Как сообщается на сайте Музея археологии Лондона, по-видимому, она обладала низким социальным статусом, а необычный погребальный обряд, вероятно, отражает, что община опасалась того, что она может восстать из могилы.