Применение инсектицида тиаклоприда оказалось опасным для популяций пресноводных насекомых

Тиаклоприд — инсектицид из класса неоникотиноидов — оказался токсичным для нецелевых (то есть не являющихся вредителями сельского хозяйства) пресноводных насекомых. С ростом его концентрации в воде и с течением времени снижается численность насекомых, их биомасса и таксономическое разнообразие. При его концентрации, равной одному микрограмму на литр, исчезает уже половина видов семейства Chironomidae — комаров-звонцов. К таким выводам пришли голландские ученые в ходе длительного полевого эксперимента с внесением тиаклоприда в пресноводные экосистемы. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Насекомые — это крупнейший по разнообразию и численности класс животных, представители которого играют важнейшие роли в природных экосистемах. Они принимают участие в опылении, разложении мертвого органического вещества, ускоряют биогеохимические круговороты элементов и служат источником питания для множества видов птиц, летучих мышей и прочих позвоночных животных. При этом популяции насекомых во многих регионах мира неуклонно снижаются. Основные причины этого — изменение климата, использование пестицидов, загрязнение окружающей среды и искусственное освещение. При этом вклад каждого фактора в снижение численности насекомых оценить настолько сложно, что некоторые специалисты считают «апокалипсис насекомых» преувеличенным.

Ученые под руководством Хенрика Барментло (Henrik Barmentlo) из Лейденского университета исследовали, как применение пестицидов воздействует на популяции пресноводных насекомых, которые не являются их мишенью. Они сосредоточились на неоникотиноидах, которые появились всего 30 лет назад, но уже стали наиболее широко используемым классом инсектицидов. Считается, что неоникотиноиды менее устойчивы в окружающей среде, чем предыдущие классы пестицидов, а также менее склонны к биоаккумуляции. В частности, тиаклоприд, который был выбран авторами для изучения, характеризуется относительно низкой токсичностью по отношению к пчелам, птицам, дождевым червям и водорослям. Ученые поставили полевой эксперимент по внесению тиаклоприда в окружающую среду и отслеживанию отклика насекомых на его воздействие. Для этого они выкопали 36 небольших канав и соединили их с озером. С ноября 2017 по апрель 2018 года эти канавы естественным образом заселялись насекомыми из озера, а затем были изолированы акриловыми панелями. С 18 мая по 12 июля в воду канав вносили тиаклоприд и считали количество насекомых в ловушках при его концентрациях, равных 0 (с середины апреля по 18 мая); 0,1; 1 и 10 микрограмм на литр.

Оказалось, что численности насекомых из всех представленных отрядов — двукрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, перепончатокрылых, большекрылых, стрекоз, ручейников и поденок — снижались с течением времени при внесении тиаклоприда (r2 = 0,67, p<0,001). При этом падение численности не было линейным: так, при концентрации тиаклоприда, равной одному микрограмму на литр, количество жесткокрылых снижалось на 61 процент; равной 10 микрограммам на литр — на 91 процент. Общая собранная биомасса насекомых с течением времени также снижалась (r2 = 0,92, p<0,001). Ущерб был отмечен и для таксономического разнообразия: например, из 29 видов семейства Chironomidae (комары-звонцы) в 60 процентах проб при концентрации инсектицида 10 микрограмм на литр выжил только один вид, а концентрация в один микрограмм на литр была летальной для половины видов.

Авторы исследования отметили, что рассмотренные в ходе эксперимента концентрации были реалистичными: в подавляющее большинстве ранее изученных акваторий вблизи сельскохозяйственных угодий концентрации тиаклоприда попадали в диапазон 0,1-10 микрограмм на литр. Проведенное исследование указывает на высокую опасность этого инсектицида для численности популяций, биомассы и таксономического разнообразия нецелевых пресноводных насекомых.

Популяциям насекомых наносит ущерб не только применение пестицидов, но и любое антропогенное загрязнение окружающей среды — в том числе световое. В ближайшее время Германия станет первой в мире страной, которая откажется от использования прожекторов в городах в ночное время на 10 месяцев в году ради насекомых. Законопроект, в котором предлагаются такие меры, содержит в себе и полный запрет на применение глифосата уже к 2023 году.

Двум третям видов шмелей в Европе предрекли угрозу исчезновения через 40 лет