Компания «НПО «СтарЛайн» разрабатывает грузовой беспилотный автомобиль на базе седельного тягача, рассказал представитель компании на форуме «Автонет-2021». Пока инженеры собирают первый прототип. Изначально он будет проходить испытания на закрытой территории, но в будущем разработчики планируют принять участие в программе тестирования беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева».
Большие грузовики практически все время двигаются по трассе, проезжая десятки или даже сотни километров без единого перекрестка и светофора. Это сильно упрощает задачу разработчикам беспилотных автомобилей, в основном сводя ее к удержанию в полосе и отслеживанию попутных автомобилей в своей и соседних полосах. Это можно видеть и по текущим системам помощи водителю: если шоссейные автопилоты уже не первый год есть в серийных автомобилях разных производителей, то городской вариант пока есть лишь у Tesla, и то в бета-версии.
Разработчики из разных стран, в основном США, уже не первый год создают беспилотные грузовики, модифицируя седельные тягачи или даже создавая с нуля машины новой конструкции, в том числе без кабины водителя. Часто грузовые беспилотники создают компании, у которых уже есть опыт разработки. Например, так поступила в 2018 году лидер в этой области Waymo, использовав наработки из своих беспилотных минивэнов. «СтарЛайн» выбрала аналогичный подход и решила начать разработку грузовых беспилотников.
Первый прототип беспилотника будет основан на седельном тягаче Mercedes-Benz Actros, хотя компания не привязывается к конкретным моделям и планирует адаптировать ее под другие, если в этом будет необходимость. Представитель компании рассказала N + 1, что инженеры получили машину несколько дней назад и пока не определились с набором датчиков, но планируют перенести программно-аппаратный комплекс со своего легкового беспилотника, адаптировав его под особенности грузовика. В легковом беспилотном автомобиле «СтарЛайн» использует классический подход с камерами, лидарами и радарами (в прошлом году мы протестировали этот автомобиль и рассказали о нем в блоге).
После оснащения грузовика датчиками компания планирует сначала испытать его на закрытой территории, а затем сертифицировать его, чтобы иметь возможность тестировать на дорогах общего пользования. В частности, «СтарЛайн» планирует принять участие в программе испытаний беспилотных автомобилей на части трассы М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург), которая начнется в 2022 году.
Разработкой беспилотных грузовиков в России также занимаются «КамАЗ» и «Эвокарго». У первой есть разные прототипы: большинство из них выполнено на базе обычного грузовика, а в прошлом году компания показала беспилотный фургон без кабины водителя. «Эвокарго» тоже создала грузовик без кабины, но с другой конструкцией, напоминающей грузовики Einride. Еще одно отличие от почти всех грузовых беспилотников заключается в том, что он работает на водороде, а не бензине или дизельном топливе. Недавно разработчики рассказали, что их грузовик два месяца перевозил грузы на складе «Газпрома».
Григорий Копиев