Археологи исследовали погребальную куклу таштыкской культуры III–IV веков нашей эры, которую раскопали в Хакасии еще в 1969 году. Плохая сохранность кожаного футляра с кремированными останками позволила ученым изучить древние кости. Оказалось, что они принадлежали мужчине 20–45 лет, которого кремировали вскоре после смерти при температуре 700–800 градусов Цельсия. Создание погребальной куклы, по мнению археологов, связано с проведением ритуалов в период между смертью и похоронами. Результаты исследования опубликованы в журнале Сибирские исторические исследования.
Во II–I веках до нашей эры с территории Тувы и Забайкалья в Хакасско-Минусинскую котловину пришли новые популяции людей. Вместе с проживавшими на этой территории потомками представителей тагарской культуры они сформировали новую археологическую культуру, получившую название таштыкская. Она существовала до V века нашей эры (по некоторым оценкам, до VII века). На раннем этапе таштыкцы совершали захоронения в больших грунтовых могильниках. Могильные ямы укреплялись с помощью деревянных срубов, а сверху перекрывались берестой и бревнами. Особенностью погребального обряда этой культуры выступает совмещение ингумации и кремации, причем в одной могиле могут встречаться мумифицированные останки людей с трепанированными черепами наряду с погребальными куклами, в которые помещались обожженные кости.
В Боградском районе Республики Хакасия расположен Оглахтинский грунтовый могильник, который относится к раннему этапу таштыкской культуры. Первые раскопки здесь проходили еще в 1903 году, но продолжаются до сих пор. Памятник получил широкую известность благодаря находкам кукол в виде людей и мумий, на лицах которых находились гипсовые маски, а также из-за хорошо сохранившихся органических артефактов – изделий из дерева и шелка. В 1969 году археологи раскопали здесь могилу–4, в которой находились останки четырех взрослых людей – двух мумий и двух погребальных кукол, а также одного ребенка.
Светлана Панкова (Svetlana Pankova) из Томского государственного университета и Иван Широбоков (Ivan Shirobokov) из Кунсткамеры исследовали комплекс находок из могилы—4 Оглахтинского могильника, которая относится к III–IV векам нашей эры, сосредоточив свое внимание на погребальной кукле. Она представляет собой человекообразный манекен, сшитый из кожи и заполненный травой, внутри которого находился кожаный футляр с сожженными человеческими костями.
Исследованная кукла длиной 153 сантиметра находилась в могиле под телом женщины. Ее сохранность оказалась достаточно плохой, однако это позволило ученым извлечь кремированные останки для исследований. Кукла была похоронена в полушубке мехом внутрь, который был сшит из шкуры северного оленя и домашнего козла с оторочкой из меха лайки, и штанах из шкуры домашнего козла, а рядом с ней находился футляр для лука и стрел и небольшие модели конской уздечки и нагайки. Заплатки на шубе и штанах позволили предположить, что погребенный использовал эту одежду при жизни.
Археологи сообщили, что скелетные останки оказались представлены фрагментами обожженных человеческих костей, размер которых составляет от нескольких миллиметров до 16 сантиметров. Ученым удалось обнаружить элементы всех отделов скелета, в том числе черепа. Общая масса сохранившихся останков составила 919 грамм. Обследование костей показало, что они принадлежали одному человеку, который, вероятно, был мужчиной 20–45 лет. Приблизительная максимальная температура, при которой проходила кремация, была оценена в 700–800 градусов Цельсия.
Цвет костей, наличие трещин и деформаций указали на то, что тело кремировали, когда мягкие ткани и связки еще не разложились. Вероятно, это произошло в течении первых недель (или даже дней) после смерти. Малое количество костей черепа, кистей и стоп, вероятно, свидетельствует о том, что при сборе останков люди отдавали предпочтения только крупным фрагментам из центральной части кострища.
Принадлежность останков из куклы мужчине согласуется с прошлыми исследованиями, в которых утверждалось, что кремации подвергали в основном тела мужчин. По мнению археологов, создание куклы могло быть связано с проведением каких-то ритуалов между моментом смерти человека и его похоронами, когда манекен заменял покойного и продолжал оставаться среди живых. Ученые отметили, что аналогии с таштыкскими куклами с кремированными останками известны и в других азиатских культурах, которые, вероятно, отображали взаимодействие разных мировоззренческих традиций в рамках одного поликультурного общества.
Ранее на N + 1 рассказывали, что российские археологи обнаружили в могиле таштыкской культуры женские скелет и погребальную куклу возрастом 1700 лет. Кроме того, ученые раскопали могильники тагарской культуры, в которых нашли бронзовые ножи, подвески из клыков кабарги, бусы из сердолика и два костяных гребешка.
Михаил Подрезов