Рафинированные углеводы нарушили память старых крыс

Обработанная еда с повышенным содержанием рафинированных углеводов вызвала у пожилых крыс нарушения памяти — говорится в исследовании, опубликованном в журнале Brain Behavior and Immunity. В гиппокампе и миндалине у старых крыс также выросла активность генов, связанных с воспалением. Эти нарушения удалось восстановить при добавлении к пище докозагексаеновой кислоты.

Есть много обработанных продуктов — мучных десертов, газировок, соусов, конфет — вредно из-за высокого содержания рафинированных углеводов (например, белого сахара и крахмала). ВОЗ советует отводить на эти сахара не больше десяти процентов от всей потребляемой энергии, что составляет около 50 грамм в день. Показано, что чрезмерное потребление рафинированных углеводов не только способствует набору веса, но и вызывает нарушения обучения и памяти у животных и человека.

Механизм, лежащий в основе этого эффекта, до конца непонятен, хотя существуют свидетельства, связывающие рафинированные углеводы с воспалением в мозге. Считается, что уровень этого воспаления растет с возрастом и делает мозг более подверженным заболеваниям. Это может быть связано в том числе и со снижением уровня докозагексаеновой кислоты — молекулы, участвующей в передаче межнейронного сигнала, построении мембран и подавлении воспалительного ответа.

Исследователи из университета Огайо под руководством Майкла Батлера (Michael J. Butler) сравнили влияние рафинированных углеводов на крыс разного возраста: трех месяцев и двух лет. Этих крыс разделили на три группы, которые кормили либо обычным кормом, либо кормом с рафинированным сахаром (63 процента), либо сахарной смесью с добавкой докозагексаеновой кислоты. После месяца такой диеты у животных проверили память при помощи условной реакции на страх. Крыс помещали в камеры, где им сначала подавали звуковой сигнал, а потом ударяли током по лапкам. Через четыре дня их помещали в те же клетки и наблюдали за поведением: если крысы замирали до сигнала — проявлялась их контекстуальная память о клетке, а если после сигнала — связанная со страхом звука.

Оказалось, что в обоих случаях пожилые крысы, которых кормили смесью с сахаром замирали намного реже, чем крысы, которым давали сахар с докозагексаеновой кислотой или обычный корм (p < 0,05). А вот на молодых крыс диета не повлияла. Также докозагексаеновая кислота не спасла старых крыс от набора веса — обе группы с сахаром в диете значительно потолстели.

Исследователи также проверили, меняется ли у животных активность генов в гиппокампе и миндалине — областях мозга, связанных с памятью. Для этого из мозга крыс выделили и просеквенировали РНК. Оказалось, что гены, связанные с воспалением (интерлейкина-1-бета, интерлейкина-6, фактора некроза опухоли и другие) повышали свою активность в обоих регионах у пожилых крыс на сахарной диете. При этом для некоторых генов активность восстановилась при питании с докозагексаеновой кислотой.

Чрезмерное употребление сахара опасно не только ухудшением памяти. Недавно биологи показали, что сахарная диета может вызывать воспаление кишечника. Исследователи нашли связь между развитием колита после сахарной диеты и составом микробиоты кишечника, в которой выросло содержание бактерий, расщепляющих слизистую оболочку.

Анна Муравьёва