Археологи на раскопках в Верхней Нубии обнаружили в могильнике 142 человеческих погребения эпохи неолита. Во всех могилах оказался погребальный инвентарь, в том числе бусины из сердолика, агата и скорлупы, каменные и костяные инструменты. Примечательно, что во взрослых погребениях встречались недоделанные предметы, а детей всегда сопровождали готовые изделия. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Верхняя Нубия и Центральный Судан продолжают оставаться достаточно слабо исследованными регионами применительно к раннему и среднему голоцену. Археологи обладают лишь небольшими данными о мезолитических и неолитических стоянках и кладбищах. Так, из района Керма полностью опубликованы материалы только по одному могильнику, относящемуся к среднему неолиту (V тысячелетие до нашей эры).
В конце VII — начале VI тысячелетия до нашей эры популяции Северного Судана и Южного Египта перешли к выращиванию домашних животных — крупного рогатого скота, овец и коз, что можно считать датой начала эпохи неолита. Появляются данные о том, что параллельно началось развитие земледелия, в частности выращивания пшеницы, проса или ячменя. Это нашло отражение и в погребальном обряде, например, в могильнике Кадрука—1 археологи нашли под черепами умерших подушки из колосьев ячменя.
Хала Алараши (Hala Alarashi) из Высшего совета по научным исследованиям Испании совместно с археологами из Алжира, Бельгии и Франции провела раскопки могильника Кадрука—23, расположенного в Судане в долине Нила. Исследования предметов материальной культуры, обнаруженных в погребениях, показали, что памятник относится к эпохе среднего неолита. Радиоуглеродный анализ показал, что располагающееся неподалеку древнее поселение было занято в промежутке между серединой V и началом IV тысячелетия до нашей эры.
Археологи отметили, что на сегодня им удалось обнаружить 142 захоронения людей и три — животных. В большинстве могил находились останки детей возрастом до 9 лет и взрослых 30–49 лет. Во всех погребения присутствовал инвентарь: бусины, костяные или каменные инструменты, причем встречаются как готовые, так и недоделанные предметы.
Примечательно, что недоделанные предметы находились только в могилах взрослых. Так, в одном из погребений взрослого мужчины археологи нашли большое количество бусин из скорлупы страусиных яиц разной степени готовности. Заготовки агатовых и сердоликовых бусин также найдены только в могилах взрослых. Из нескольких погребений были извлечены оббитые булыжники и связанные с ними отщепы. Также часто встречались необработанные кости, заготовки из них или готовые инструменты.
В одном из женских погребений, которое было украшено охрой, находились необработанные кости животных и костяные орудия. Под ними лежали желтые микролиты, на одной из сторон которых находились следы смолы, что, вероятно, указывает на их использование в качестве серпа или составного режущего орудия. В непосредственной близости также находились микролиты из красной яшмы. Возможно, рядом с женщиной изначально находился некий мешок, в котором находились все эти предметы, и этот мешок разложился со временем.
Археологи пришли к выводу, что одновременное присутствие в могилах сырья, недоделанных предметов и готовых инструментов указывает на их одинаковую символическую ценность. По мнению исследователей, сложные ритуалы древней ингумации, возможно, дадут представления о зарождавшейся погребальной традиции, которая известна по додинастическим и ранним царствам долины Нила.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях неолитических могильников. Так, палеоантропологи обнаружили, что древних жителей Германии похоронили 6000 лет назад без учета социального статуса. А палеогенетики установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита.
Михаил Подрезов