Американские компании Ghost Robotics и S.W.O.R.D. Defense показали боевого робота на базе четвероногого робота Vision-60. Он оснащен винтовкой с дальностью прицельной стрельбы 1,2 километра и тепловизором.
Четвероногие роботы получили довольно большой стимул к развитию, когда ими в 2000-е годы заинтересовались американские военные. В частности, Boston Dynamics при поддержке DARPA разработала робота BigDog, который предлагала использовать для транспортировки грузов в горах и другой местности со сложным рельефом. Но в середине 2010-х военные отказались от этого проекта, поэтому разработчики четвероногих роботов, в том числе и сама Boston Dynamics сфокусировались на гражданских разработках.
Ghost Robotics, разработавшая робота Vision 60 тоже предлагала использовать его в военных целях и проводит совместные испытания с американскими военными, но тоже в качестве помощника. Теперь вместе со S.W.O.R.D. Defense она предложила применять его как беспилотную боевую машину, показав прототип на выставке Ассоциации Армии США (AUSA 2021). На робота установили большую автоматическую винтовку. Оператор может дистанционно заряжать ее, стрелять и разряжать. В винтовке есть прицел с 30-кратным увеличением и инфракрасной фотоматрицей. Кроме того, у него есть дополнительный тепловизор.
Винтовка совместима с патронами калибров 6,5 миллиметра Creedmoor и 7,62×51 NATO. Вместимость магазина составляет 10 патронов. Дальность прицельной стрельбы составляет 1200 метров. Судя по фотографиям, винтовка оборудована глушителем для снижения заметности робота во время стрельбы. Кроме того, винтовка либо весь робот имеет покрытие, затрудняющее обнаружение системами ночного зрения.
Также Ghost Robotics показала на выставке совместную разработку на основе Vision 60 и квадрокоптера Lockheed Martin Indago. Об этом гибриде известно еще меньше технических подробностей. Он состоит из робота с посадочными опорами, на которых закрепляется дрон. И на дроне, и на роботе установлены блоки с двумя камерами, одна из которых, скорее всего, работает в инфракрасном диапазоне.
Гибридные системы из четвероногого робота и дрона разрабатывали ранее и другие компании и команды инженеров. Например, такой подход использовали некоторые команды-участницы конкурса DARPA Subterranean Challenge, финал которого прошел в сентябре.
Григорий Копиев
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.