Компания Wing построила на крыше торгового центра в Австралии взлетно-посадочную площадку для дронов, доставляющих еду, медикаменты и другие товары. Использование крыши здания позволяет быстрее передавать товары на доставку и не искать отдельное открытое место для строительства дронопорта.
Wing — компания в составе холдинга Alphabet, в который также входят Google, Waymo, DeepMind и другие технологические компании. Она уже несколько лет разрабатывает дроны и тестирует в нескольких странах сервис доставки на их основе. С помощью дронов, которые летят напрямую к клиентам, минуя пробки и дорожную сеть, компания пытается ускорить и удешевить доставку на «последней миле», на которую приходится 15-20 процентов общей стоимости покупок, согласно расчетам самой Wing. Она использует H-образные электрические дроны, у которых есть горизонтальные винты для вертикального взлета и посадки, а также крыло и тянущие винты для эффективного горизонтального полета на скорости выше 100 километров в час. Перед доставкой дрон взлетает на несколько метров и опускает лебедку, на которую сотрудник вешает посылку. Затем дрон притягивает ее к себе, улетает и опускает контейнер у дома клиента. Дроны Wing способны поднимать грузы массой до 1,2 килограмма и перевозить их на расстояние до 20 километров (имеется в виду дистанция, позволяющая после доставки долететь обратно на место старта).
За последние годы компания развернула тестовые сервисы доставки в Австралии, Финляндии и США. До недавнего времени Wing использовала для доставки только наземные дронопорты — небольшие площадки, на которых могут разместиться 10-20 дронов. Недостаток этой схемы заключается в том, что перед доставкой дроном товары, например, готовую еду или лекарства, необходимо сначала доставить из заведения до взлетно-посадочной площадки. Теперь Wing начала тестировать новую схему, которая практически устраняет этот этап: она построила дронопорт прямо на крыше торгового центра Grand Plaza в австралийском городе Логан, где у компании сейчас развернут крупнейший сервис.
Новый дронопорт состоит из площадки, служебного помещения в формате грузового контейнера и лестницы. Всего на крыше есть места для 16 дронов, на каждом из которых есть зарядная площадка и большой матричный код, по которому аппараты ориентируются во время посадки. Для отправки сотруднику нужно подняться по лестнице из служебного дворика торгового центра и повесить на лебедку дрона контейнер с посылкой.
Wing рассказала, что уже месяц тестирует такой формат и за это время ее дроны перевезли 2500 посылок. Во время тестирования они доставляли лишь еду из трех кафе, а теперь также начнут перевозить безрецептурные лекарства, средства личной гигиены и косметику.
Компании-разработчики дронов для доставки ищут и другие пути оптимизации этого процесса. Например, немецкая компания Wingcopter весной представила дрон-конвертоплан, который тоже спускает груз на лебедке, но перевозит одновременно до трех контейнеров, что позволяет доставить за один полет посылки трем клиентам.
Григорий Копиев
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.