Семья Генриэтты Лакс подала в суд на производителя клеток HeLa

Потомки и родственники Генриетты Лакс, чернокожей американки, из чьего организма в 1950-е годы была получена первая бессмертная клеточная линия HeLa, подали иск в суд против фармацевтической компании Thermo Fisher Scientific, которая производит и продает продукты, где используются эти клетки, сообщает USA Today со ссылкой на заявление адвоката Бена Крампа, представляющего интересы семьи Лакс. Истцы заявляют, что компания получала прибыль за счет использования клеточной линии, зная, что клетки HeLa были получены у Генриетты без ее согласия.

Иммортализованные клеточные линии — клетки, которые в отличие от нормальных клеток, могут делиться бесконечное количество раз — крайне важны для биологических экспериментов. Их можно выращивать отдельно от организмов в чашках Петри, например, для тестирования лекарственных препаратов. Как правило, бессмертные клетки получают из раковых опухолей — таков источник самой первой и самой популярной клеточной линии HeLa.

Ее клетки были получены у домохозяйки Генриетты Лакс (Henrietta Lacks), которая в 1951 году обратилась в госпиталь Джонса Хопкинса в Балтиморе, где ей диагностировали рак шейки матки. Во время лечения врачи взяли образцы опухолевой ткани, которые без ведома Лакс (тогда правила не требовали ни информировать пациентов, ни спрашивать согласия) использовались в экспериментах в лаборатории Джорджа Гея (George Gey). Гей занимался поиском клеток, которые могли бы устойчиво размножаться в чашках Петри долгое время, и клетки из опухоли Генриетты Лакс стали первой такой линией.

С середины XX века клетки HeLa широко используются в лабораториях по всему миру, на базе этих клеток созданы разновидности с самыми разными свойствами (например, с флуоресцентными белками). Сама Генриетта Лакс скончалась от рака через восемь месяцев после обращения к врачу в возрасте 31 года.

Впервые имя Лакс всплыло в 1976 году благодаря двум статьям журналиста Майкла Роджерса, но действительно широко известной ее история стала благодаря журналистке Ребекке Склут, которая изучила историю клеточной линии, нашла родственников, и в 2010 году выпустила книгу «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс», которая стала бестселлером. Выход книги вновь привлек внимание к этическим проблемам в современной медицине и биологии — вопросам согласия пациентов на участие в исследовании, на использование взятых у них образцов и тканей, и права ограничивать это использование.

В 2013 году семья Лакс добилась, чтобы геном клеток HeLa был убран из открытого доступа, в соответствии с соглашением с Национальными институтами здоровья (NIH), увидеть генетический код можно только по разрешению группы экспертов, в состав которой входят и представители семьи.

Теперь представители семьи подали иск против Thermo Fisher Scientific, утверждая, что компания несправедливо обогатилась, продавая продукты на базе клеток HeLa и зная при этом, что эти клетки были получены без согласия Генриетты Лакс. Крамп заявляет, что за первым иском могут последовать и другие.

Ранее мы писали, что исключительная устойчивость клеток HeLa создала серьезные проблемы для исследователей, которые обнаружили, что множество других клеточных линий были загрязнены HeLa, а значит очень многие результаты исследований могут быть поставлены под сомнение. Читайте об этом в блоге «Кризис идентичности».

Перекрестная иммунореактивность помогла при лечении меланомы