Археологи раскопали в окрестностях Усть-Каменогорска курган раннетюрской эпохи. В могильной яме находились плохо сохранившиеся останки, вероятно, мужчины, жившего во второй половине VII–VIII веке нашей эры. В загробный мир представителя родовой знати древние жители Северо-Восточного Казахстана отправили с двумя лошадьми и собаками. Результаты исследования представлены в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.
В раннетюркское время в северной части Центральной Азии сформировалось протогосударственное образование кимако-кыпчаков, центр которого располагался в Прииртышье. Происхождение кимаков исследовано крайне слабо. Господствующим предположением среди ученых выступает их связь с тюркоязычным племенем яньмо, которое в более раннюю эпоху входило в состав Западного Тюркского каганата. О происхождении кыпчаков также мало информации, однако известно, что они в последующем сыграли важную роль в формировании многих тюркоязычных народов, например, казахов, киргизов, туркмен и алтайцев.
На территории Восточного Казахстана расположено большое количество археологических памятников культуры кимаков. Ряд исследователей связывает их со сросткинской культурой Северного Алтая, названной так по могильнику, расположенному в окрестностях города Бийска. Восточноказахстанские памятники VII–X веков объединяет обычай захоронения с конем, а также устройство деревянных перекрытий над умершим. Один из памятников этого времени — курган 1 Орловского могильника — дает широкие представления о погребальном обряде кимаков. Так, подросток был захоронен в колоде с богатым погребальным инвентарем. Рядом с ним находились останки еще одного взрослого человека, а неподалеку от могильной ямы археологи обнаружили кости трех лошадей и одной собаки.
Александр Ткачев (Alexander Tkachev) из Тюменского научного центра СО РАН совместно с российскими учеными исследовал курган 3 могильника Меновое—XII, который представляет собой погребальную конструкцию размером 9×7,5×0,3 метра. В южной половине ограды, сложенной из камней, находилась могила, представляющая собой подовальную яму размером 2,3×1,4 ×1 метр. На дне могилы археологи обнаружили плохо сохранившиеся и разрозненные человеческие останки, а также кости животных, фрагмент металлического наконечника стрелы и бронзовый перстень.
Рядом с могилой располагались жертвенные ямы. Одна из них была перекрыта крупными гранитными плитами. В ней ученые нашли останки собаки, а также два полных скелета лошадей с элементами конской сбруи. В другой находился еще один плохо сохранившийся костяк собаки, неорнаментированный фрагмент керамики, а также обломок бронзового артефакта.
Плохая сохранность костей не позволила ученым достоверно установить половозрастную принадлежность погребенного, однако наличие обломка наконечника, астрагалов и лошадей позволило предположить, что это мужское захоронение. Социальную значимость умершего подчеркивает наличие лошадей и собак, что указывает на его принадлежность к родовой знати. Археологи отметили, что погребальный инвентарь, обнаруженный в кургане, оказался минимальным — это стало следствием сильного разграбления.
Ученые отметили, что материалы могильника Меновое—XII дополняют представления о ранней стадии сложения кимакских традиций погребального обряда. Кочевое население, прибывшее в Верхнее Прииртышье, выбирало для погребения невысокие сопки. В этот период они продолжали строить округлые ограды, от которых откажутся на более поздних стадиях в пользу квадратных сооружений, ориентированных по сторонам света. Археологи датировали погребение в кургане 3 раннетюркской эпохой, то есть второй половиной VII–VIII веком нашей эры.
На территории Казахстана множество археологических памятников разных эпох. Так, на N + 1 уже рассказывали, что в Карагандинской области ученые нашли «хвостатый» нож, а в близи города Семей раскопали могильник эпохи бронзы, который схож с андроновской культурой.
Михаил Подрезов