Археологи исследовали египетских фаянсовых скарабеев, обнаруженных в ходе раскопок детских погребений среднесарматской культуры I–II веков нашей эры. По их мнению, предметы отражали пограничный статус ребенка между жизнью и смертью, а изображение скарабеев увязывалось с женским началом и идеей плодородия. Статья опубликована в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.
В античное время среди населения Северного Причерноморья распространились украшения, представляющие собой так называемый египетский фаянс — изделия из смеси кремнезема и щелочи. Самые ранние подобные находки в регионе относятся к греческому полису Ольвия, в который они попали, по всей видимости, из египетского Навкратиса. Период массового распространения подвесок и бус приходится на первые века нашей эры, когда они распространились далеко за пределы Северного Причерноморья, в том числе до Урала и Казахстана. Помимо украшений египетский фаянс широко представлен оберегами, например, разнообразными подвесками в виде жуков-скарабеев.
Рядом с античным городом-крепостью Илурат, располагавшимся в крымской части Боспорского царства в 16 километрах от города Пантикапей, на высоком пологом плато высотой до 45 метров находится одноименный некрополь размером 800×400/500 метров. На его территории археологи обнаружили около 220 объектов, представляющих собой погребальные и поминальные комплексы, относящиеся в основном к I–III векам нашей эры. Впервые этот памятник упоминается в 1858 году, однако его систематическое исследование ленинградские археологи начали лишь в 1947 году. Некрополь включает целый ряд различных типов погребальных конструкций: простые грунтовые, плитовые, вырубленные в скале, облицованные известняковыми плитами, грунтовые склепы и катакомбы, причем во многих из них захоронены дети.
Николай Тарасенко (Nikolay Tarasenko) из Института востоковедения НАН и Зоя Ханутина (Zoya Khanutina) из Государственного музея истории религии исследовали египетских фаянсовых скарабеев, обнаруженных в ходе раскопок некрополя на Илуратском плато. В восьми детских погребениях (возрастом до полутора лет, причем, вероятно, это были девочки) I–II веков нашей эры были обнаружены 13 различных подвесок-амулетов и пронизей-скарабеев, а также 20 бусин египетского происхождения. Эти находки были сделаны в ходе раскопок, проходивших еще в 1986–1993 годах, однако их исследование не проводилось.
Ученые отметили, что центры производства египетского фаянса в римский период находились в разных регионах, в частности, в самом Египте, Иране, Китае, а также, возможно, в Северном Причерноморье. Две исследованные пронизи-амулеты, по мнению археологов, происходят непосредственно из Египта, на что указывает не имеющее аналогий изображение лежащего на пьедестале овна, а также наличие на оборотной стороне одной пронизи вырезанной фигуры шакала. Использование таких сюжетов в погребальном обряде, вероятно, связано с религиозными представлениями ираноязычных кочевников, у которых овен ассоциировался с идеей хварны, а собака служила проводником в загробный мир.
Археологи разделили исследованных фаянсовых скарабеев на три группы: скарабеи без изображений на оборотной стороне (n = 3), с абстрактными (n = 3) и антропо-зооморфными (n = 2) изображениями. Ученые обошли стороной исследование этнокультурной принадлежность артефактов, но указали на вероятную связь со среднесарматской культурой. По мнению исследователей, в архаичных обществах ребенок не считался полноправным членом общины, обладая пограничным статусом между жизнью и смертью. Если ребенок умирал, то это требовало отличных от взрослых погребальных церемоний и инвентаря. Вероятно, у крымских кочевников таким семантическим статусом обладали египетские предметы. Кроме того, в прошлых исследованиях уже отмечалась связь между пронизями из египетского фаянса и детскими (в основном девочек) и женскими погребениями, раскопанными в скифских могильниках.
Археологи пришли к выводу, что семантика изображений скарабеев, по всей видимости, связана с женским началом и идеей плодородия. Они отметили, что изображения скарабеев у сарматских племен становятся атрибутом детских захоронений, хотя скифы использовали их преимущественно в женских. Подношение таких предметов могло восприниматься в качестве залога рождения новой жизни или продолжения рода.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних амулетов. Так, французские ученые выяснили с помощью фотолюминесценции, как был сделан древнейший из известных выплавленный амулет. А найденный 40 лет назад в Галилее византийский амулет передали для изучения археологам.
Михаил Подрезов
В 2900-летнем артефакте сохранился генетический материал растений
Палеогенетики отсеквенировали ДНК из сырцового кирпича, найденного во время раскопок дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II. Внутри артефакта, возраст которого составляет около 2900 лет, ученые обнаружили нуклеотидные последовательности 34 растительных таксонов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.