В ходе раскопок могильника Ханкаринский Дол пазырыкской культуры археологи нашли погребение, сделанное в каменном ящике. Отличительной чертой этой могилы оказалось присутствие трех черепов овец и одного черепа лошади рядом с гробницей, что свойственно коргантасскому типу погребального обряда. Это указывает на связь жителей Алтая с населением Северного Китая или Забайкалья в железном веке. Статья опубликована в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.
Более 150 лет исследователи изучают пазырыкскую археологическую культуру железного века (VI–III века до нашей эры), основные памятники которой расположены в Горном Алтае. Она представляет особый интерес для ученых, так как благодаря климатическим условиям от нее дошло большое количество органических материалов. Кроме того, это единственная древняя культура на территории России, в погребениях которой сохранились мумифицированные тела, в том числе так называемой принцессы Укока (подробнее узнать о естественной мумификации можно в нашем материале «Хорошо сохранились»). Пазырыкцы, по всей видимости, не были единым народом, а состояли из разных этнических и культурных групп.
В раннем железном веке на соседних с Алтаем территориях получил распространение коргантасский тип погребального обряда. Такие захоронения не образуют отдельных могильников, представляя собой каменные насыпи, перекрывающие одну могилу. Особенностью этого типа памятников считаются жертвенные отсеки с черепами животных, которые устраивались за изголовьем погребенного.
В Краснощековском районе Алтайского края расположен могильник Ханкаринский Дол, который считается самым северо-западным археологическим памятником, относящимся к пазырыкской культуре. Раскопки курганов 4–13 и 16–22 позволили датировать этот объект IV — началом III века до нашей эры. Одна из самых примечательных находок была сделана в кургане-15, где находились останки женщины 35–40 лет. Помимо многочисленных бронзовых украшений, в районе ее черепа нашли остатки необычного головного убора из органического материала и золотой фольги. Археологи полагают, что этот был узкий и высокий убор (около 35,5 сантиметра), на вершине которого находилась деревянная фигурка оленя.
Петр Дашковский (Petr Dashkovskiy) из Алтайского государственного университета представил результаты комплексного изучения материалов из кургана-34 могильника Ханкаринский Дол. Этот курган представлял собой насыпь высотой около 45 сантиметров подквадратной формы со сторонами 4,5 метра. Под насыпью находилась могила подпрямоугольной формы размером 2,4×1,45×1,84 метра, внутри которой находился каменный ящик. Ученый отметил, что в качестве плит перекрытия вторично использовались три стелы, относящиеся к раннескифскому времени.
Само погребение оказалось разграбленным, а человеческие останки лежали в хаотичном порядке. По всей видимости, умершего похоронили в вытянутом положении, головой на восток. Также археологи обнаружили бронзовый колчанный крюк и два костяных трехгранных наконечника стрел. За стенкой каменного ящика находились один лошадиный и три овечьих черепа, а также элементы конской сбруи: наносная и налобная костяные бляхи, восемь двоителей, три распределителя, звено железных удил, чумбурный блок и костяная подвеска в форме птицы. Радиоуглеродное датирование, проведенное по образцу человеческой кости, показало, что погребение было сделано около 2413±170 лет назад. Учитывая другие данные, полученные в ходе исследования, археолог пришел к выводу, что курган относится ко второй половине V–IV веку до нашей эры.
Инвентарь, обнаруженный в могиле, по данным Дашковского, известен по другим памятникам пазырыкской или близких к ней археологических культур, например, уюкской. В то же время он отметил, что наличие за каменным ящиком черепов животных относит это захоронение к коргантасскому типу погребений, который был широко распространен в скифское время в Северном Китае. По всей видимости, появление такой практики на Алтае связано с миграциями из Северного Китая или Забайкалья. Взаимодействие между кочевниками Горного Алтая и населением Китая также подтверждается предметами китайского импорта, обнаруженными в «Долине царей».
Дополнительно исследователю удалось реконструировать узду. Железные удила оказались схожими с прочими находками, сделанными на других алтайских памятниках пазырыкского времени. В Горном Алтае они появились примерно в VI веке до нашей эры и использовались в течение всего времени существования пазырыкской культуры. Три из четырех роговых распределителя и другие элементы снаряжения также оказались характерными для пазырыкцев.
Ранее на N + 1 рассказывали, что ворсинки ковра из пазырыкского кургана позволили ученым выяснить древнюю технологию стойкого окрашивания. Кроме того, археологи узнали, что представительницы пазырыкской культуры, жившие в земледельческом поселении, были путешественницами.
Михаил Подрезов