Английские и датские ученые в эксперименте на добровольцах показали, что текущие рекомендации по оптимальному для выработки витамина D пребыванию на солнце могут быть неверными, но пока непонятно, в большую или меньшую сторону. Медики посмотрели концентрацию витамина D в крови участников исследования после облучения разными аппаратами. Оказалось, что облучение одинаковой интенсивности, но из разных источников, вызывает выработку разного количества витамина D. Исследование опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Солнечное излучение в большом количестве вызывает покраснение кожи. Для его оценки в медицине приняли единицу измерения SED (стандартная эритемная доза). Одна единица SED равна дозе в 100 джоулей на квадратный метр поверхности кожи. При этом для расчета индивидуальной реакции кожи на солнечное излучение используют MED (минимальная эритемная доза). У людей со светлой кожей (I/II фототип) MED составляет примерно три SED.
В работах, изучающих синтез витамина D в коже под действием ультрафиолетового излучения, чаще используют единицы SED, чтобы сделать результаты единообразными. В таких экспериментах ученые пытаются понять, как соблюсти баланс между выработкой витамина D и повреждением кожи. При этом в исследованиях применяют разные источники ультрафиолетового излучения (а не только солнце), полагая, что излучение одинаковой интенсивности одинаково сказывается на выработке витамина D. По таким работам обычно и строятся рекомендации по оптимальному пребыванию на солнце: обычно рекомендуют бывать на улице 15-30 минут между 11 и 15 часами дня.
Ученые из Англии и Дании во главе с Петером Филипсеном (Peter A. Philipsen) из Больницы университета Копенгагена решили проверить, совпадают ли показатели синтеза витамина D (25(OH)D3) при одинаковой SED от разных ультрафиолетовых ламп. Они облучили все тело участников разными аппаратами: Arimed B (19 человек), UV6 (10 человек) и PUVA (11 человек). Всего провели 5 сеансов, и на каждом из них участники получили дозу в два SED. В начале исследования у каждого испытуемого взяли кровь, по которой определили уровень 25(OH)D3, а затем измеряли его концентрацию после каждого сеанса.
Оказалось, что при облучении одинаковой дозой SED вырабатывается разное количество витамина D в зависимости от применяемого аппарата.
Исследователи считают, что SED нельзя использовать для предсказания синтеза витамина D, так как разные источники ультрафиолетового излучения по-разному воздействуют на его выработку. По мнению авторов работы, предыдущие рекомендации по оптимальному для синтеза витамина D пребыванию на солнце могут не соответствовать истине, а значит их надо пересмотреть после дополнительной проверки. В большую или в меньшую сторону – сказать пока нельзя, это покажут новые исследования.
Американские медики обнаружили связь дефицита ультрафиолета B, ответственного за выработку витамина D, с заболеваемостью колоректальным раком, причем найденная ассоциация усиливается с возрастом.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.