Исследование аргентинских ученых показало, что общение с чат-ботом потенциально может быть полезным для облегчения тревожных состояний у студентов. Выяснили это авторы в ходе исследования с участием 73 аргентинских студентов и одного бота Tess, который вел с пользователями беседы, основанные на интегративной психотерапии. Статья опубликована в журнале JMIR Formative Research.
Люди часто остаются со своими тревогами и подавленным настроением наедине, потому что в силу разных причин, в том числе стигматизации, необходимая помощь психотерапевтов, психологов и психиатров бывает недоступна. Пусть и не в полной мере, но разрешить эти проблемы могут современные технологии, например, чат-боты, которые ведут диалог со своими пользователями по примеру психотерапевтической беседы. Кстати, первый подобный бот ELIZA появился еще в начале 60-х годов прошлого века (если хотите с ним пообщаться, то сделать это можно тут). А сегодня среди схожих ботов, которые показали свою эффективность в облегчении тревожных и депрессивных состояний, наиболее известны два: опирающийся на когнитивно-поведенческую терапию Woebot — о нем мы рассказывали ранее, и Tess.
Общение с Tess основывается на интегративном подходе, включающем четыре направления психотерапевтической и консультативной работы: когнитивно-поведенческий подход, позволяющий «перепрограммировать» негативные мысли, эмоционально-фокусированный, «перенастраивающий» эмоциональные реакции на события, краткосрочная терапия, ориентированная на поиск и создание решения проблем, и методы мотивационного интервью, помогающие изменить конкретное негативное поведение. Бот отвечает на испанском языке предписанными утверждениями, разработанными специалистами в области психического здоровья. В ходе беседы бот отправляет пользователю напоминания, образовательный контент в сфере психического здоровья и текстовые сообщения, обеспечивающие эмоциональную поддержку.
Точно так же, как терапевты со временем корректируют свой стиль, чтобы приспособиться к терапевтическим предпочтениям клиента, бот собирает отзывы, чтобы предложить вмешательства, которые наилучшим образом соответствуют потребностям пользователя. После каждого разговора Tess спрашивает, была ли беседа полезна. И если человек отвечает, например, «да, спасибо» на диалог, выстроенный по примеру когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), но отрицательно отзывается о эмоционально-фокусированной, то Tess продолжит КПТ и далее. А если пользователь не отозвался о беседе положительно, то Tess предложит альтернативные меры. И, как отмечалось выше, этот бот уже показал свою эффективность в облегчении тревожных и депрессивных состояний, но такие результаты были получены на небольшой выборке студентов из США, и поэтому требуют дополнительных подтверждений.
Мария Каролина Клос (Maria Carolina Klos) из Адвентистского университета дель-Плата и ее коллеги проверили эффективность бота Tess при взаимодействии с 181 студентом колледжа в Аргентине (158 — девушки, 23 — молодые люди). 99 из них составили экспериментальную группу, которая в течение восьми недель общалась с ботом, а остальные 82 студента вошли в контрольную, которой на эти восемь недель ученые дали электронную книгу с информацией о психическом здоровье: эта литература должна была помочь учащимся выявлять симптомы депрессии и тревоги и обращаться с ними. Для определения уровня тревожности и депрессивности участники заполнили два опросника перед началом эксперимента. Но по прошествии восьми недель лишь часть студентов повторно прошла опросники: 39 из экспериментальной группы, и 34 — из контрольной. Соответственно, окончательная выборка состояла из 73 человек и была равна выборке из предыдущего исследования с участием студентов из США.
За восемь недель каждый участник экспериментальной группы в среднем обменялся с Tess 472 сообщениями, при этом минимально было отправлено 162 сообщения, а максимально — 1290. Большинство участников, а точнее 25 из 39, оставили положительный отзыв о пользе общения с ботом, остальные 7 отзывались об этом опыте неоднозначно или негативно.
Несмотря на то, что показатели тревожности (p = 0,09) и депрессивности (p = 0,48) по истечении восьми недель статистически не отличались между группами, авторы обнаружили внутригрупповые различия. А именно, у контрольной группы показатели тревожности не изменялись на протяжении восьми недель (p = 0,33), а у студентов экспериментальной группы от начала эксперимента к восьмой неделе она значимо снизилась (p = 0,04). Что касается депрессивных симптомов, авторы не обнаружили значительных различий ни в экспериментальных условиях (p = 0,08), ни в контрольных ( p > 0,99).
Отсутствие различий между группами ученые объяснили, с одной стороны, недостаточно продолжительным взаимодействием с ботом, а с другой — ограничениями самого исследования — небольшой выборкой. Поэтому, разумеется, полученные результаты требуют дополнительной проверки — за чем мы будем следить. Тем не менее имеющиеся данные показывают, что общение с чат-ботом потенциально может быть полезным для облегчения тревожных состояний у студентов. И более того, как заметили исследователи, бот может помочь расширить спектр услуг в области психического здоровья и облегчить ранний доступ к помощи для тех, кто в ней нуждается, но в силу каких-либо причин не может обратиться к специалистам.
Кстати, за возможный вред психическому благополучию в виду продолжительного использования смартфона тоже переживать не стоит. Как показали в конце прошлого года британские ученые, снижение психического здоровья связано не с количеством часов, проведенных за смартфоном, а с сформировавшимся ощущением зависимости от телефона и возникающими на этом фоне тревогами, страхами, напряжением и депрессивными настроениями.
Екатерина Рощина