Планетологи выяснили природу долгоживущей структуры в облаках Венеры, названной Гигантским темным облаком. Оказалось, что за изменение свойств и структуры облаков ответственен атмосферный фронт, связанный с волной Кельвина, которая наблюдается и в атмосфере Земли. Статья опубликована в The Planetary Science Journal.
Впервые Гигантское темное облако (Giant Dark Cloud), представляющее собой крупную область вблизи экватора планеты, где резко меняется прозрачность облаков Венеры, было замечено в ближнем инфракрасном диапазоне с помощью камер японской межпланетной станции «Акацуки», которая работает на околовенерианской орбите с 2015 года. В дальнейшем выяснилось, что эта структура обладает периодом обращения 4,9 дня и существует, по крайней мере, уже тридцать лет.
Группа планетологов во главе с Кевином МакГулдриком (Kevin McGouldrick) из Лаборатории атмосферной и космической физики Университета Колорадо в Боулдере решила разобраться в природе этой структуры в атмосфере Венеры, проанализировав данные наблюдений за планетой, полученные инструментом VIRTIS, который стоял на борту венерианской орбитальной станции «Венера-Экспресс», а также данные станции «Акацуки».
Исследователи обнаружили, что изменения структуры и свойств облаков в Гигантском темном облаке относятся к высотам ниже 50 километров и 50–57 километров, что соответствует низкому и среднему слоям облаков. Ученые пришли к выводу, что имеют дело с атмосферным фронтом, связанным со сверхкритической нелинейной волной Кельвина. На Земле источником экваториальных волн Кельвина является усиление конвекционных процессов над Тихим океаном. В случае Венеры на переднем крае движущегося фронта волны Кельвина возникает локальный максимум плотности воздушной смеси, который запускает узкие нисходящие потоки. Они быстро достигают более низких высот, где повышенная плотность воздуха останавливает их и приводит к образованию широких и более слабых восходящих потоков.
Ученые отмечают, что продолжат исследование это любопытной структуры в атмосфере Венеры, наблюдения будут вестись как при помощи наземных телескопов, таких как IRTF, так и орбитальных аппаратов, таких как «Акацуки» и будущих EnVision и VERITAS.
Ранее мы рассказывали о том, как зонд «Паркер» услышал «пение» ионосферы Венеры и почему венерианский фосфин, считавшийся потенциальным биомаркером, объяснили активным вулканизмом.
Александр Войтюк