Аргентинские медики выяснили, что нейтрализующая способность сыворотки крови привитых «Спутником V» не снижается прямо пропорционально уменьшению антител IgG к спайк-белку коронавируса. Они посмотрели титр антител к спайк-белку и нейтрализующий титр в крови вакцинированных и обнаружили, что нейтрализующий титр хотя и снижается со временем, но не так стремительно, как ожидалось. Авторы работы считают, что это связано с созреванием антител, которые со временем лучше связывают коронавирус. Работа доступна на сайте препринтов medRxiv.org.
У вакцинированных людей титры антител IgG к коронавирусу со временем снижаются, и для того, чтобы поддерживать иммунный ответ на прежнем уровне, уже предлагают вводить третью дозу вакцины, особенно у людей со сниженным иммунитетом. Кроме титра антитела, ученые смотрят, в том числе, на их нейтрализующую способность. Дело в том, что не все антитела одинаково хорошо нейтрализуют вирус. B-клетки после встречи с вирусным антигеном проходят отбор, направленный на выработку антител с наибольшей эффективностью. Ученые надеются, что специализированные B-клетки будут поддерживать надежную защиту даже при уменьшении общего титра антител. Такой эффект описали у переболевших ковидом людей, но по вакцинированным подобных данных еще нет.
Аргентинские медики во главе с Андреа Гамарник (Andrea V. Gamarnik) из Института Лелуара решили посмотреть, как меняется нейтрализующая способность антител к коронавирусу у вакцинированных «Спутником V» людей. Они собрали образцы крови у 88 добровольцев через 42 дня и через 120 дней после полного курса вакцинации и измерили титр IgG анител к спайк-белку, а также нейтрализующий титр. Последний измеряли по способности антител связывать псевдовирус, имитирующий коронавирус, в культуре клеток. Исследователи дополнительно вычисляли индекс нейтрализующей способности (NPI), который рассчитывали делением нейтрализующего титра на титр антител к спайк-белку. С помощью этого индекса можно увидеть, сколько антител из общего количества обладает нейтрализующей активностью.
Через 42 дня после вакцинации средний геометрический титр антител IgG к спайк-белку коронавируса у участников исследования был 758, а к 120 дню уменьшился до 228. В то же время нейтрализующий титр уменьшился, но в гораздо меньшей степени: через 42 дня после вакцинации он был 116, а через 120 дней стал 76.
Таким образом, NPI со временем увеличился: через 41 дня он был 0,15, а через 120 дней стал 0,33. Это произошло из-за того, что хотя общее количество антител IgG к спайк-белку коронавируса уменьшилось, нейтрализующая способность сыворотки упала не так сильно.
Авторы считают, что у вакцинированных происходит «созревание» антител, обладающих высокой нейтрализующей способностью, поэтому снижение общего титра антител IgG к спайк-белку не означает, что прямо пропорционально снижается и защита от коронавируса.
О том, как разобраться в результатах теста на антитела, можно почитать в блоге «Я и мой титр: что говорят числа из теста на антитела».
Анастасия Кузнецова-Фантони
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.