Последовательности ДНК, связанные с гомосексуальным поведением, повышают количество половых партнеров у гетеросексуальных людей, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behaviour. Этот вывод объясняет, как гомосексуальное поведение распространяется в популяции — гетеросексуальные носители занимаются сексом с большим количеством людей и поэтому могут передавать соответствующие генетические варианты чаще. В работе проанализировали геномы и половых партнеров более 350 тысяч людей.
В разных сообществах доля людей, которые занимаются сексом с представителями своего пола, составляет от двух до десяти процентов. Гомосексуальное поведение можно считать наследственным фактором — исследования показывают, что у однояйцевых (генетически идентичных) близнецов сексуальные предпочтения совпадают чаще, чем у разнояйцевых. Кроме того, гомосексуальные контакты стабильно встречаются у видов большинства крупнейших клад.
Такое распространение гомосексуального поведения можно считать эволюционным успехом — ведь склонность к однополому партнерству крайне невыгодна для оставления и выживания потомства. Раньше ученые предполагали, что причина этого парадокса в том, что гомосексуальное поведение не снижает среднее количество детей на человека — то есть последовательности ДНК, связанные с гомосексуальностью, передаются потомству с той же частотой. Однако анализ показал, что гомосексуальные люди действительно в среднем заводят меньше детей.
Исследователи из Университета Квинсленда под руководством Брендана Зитча (Brendan P. Zietsch) проверили другую гипотезу о том, как гомосексуальное поведение закрепляется в популяции. Ученые предположили, что генетические варианты последовательностей ДНК, связанные с гомосексуальностью, проявляют антагонистическую плейотропию — то есть влияют на признак противоположными способами (в данном случае одновременно снижают приспособленность из-за меньшего количества потомков и увеличивают ее по каким-то другим механизмам).
Чтобы проверить свою гипотезу, биологи провели полногеномный анализ ассоциаций (GWAS) среди более 350 тысяч людей. Суть этого метода в поиске последовательностей ДНК генома, связанных с определенным признаком — в частности, на проявления признака может повлиять даже замена одного нуклеотида. Для этого ученые провели опрос о сексуальных контактах среди участников исследования, а также получили данные секвенирования генома каждого из них. В опросе исследователи учитывали наличие однополых сексуальных контактов за всю жизнь, а также количество партнеров другого пола. Биологи сочли количество партнеров более надежным показателем «эволюционного успеха», ведь на него влияет меньше побочных факторов (например, контрацепция или аборты).
Анализ показал, что наследуемость гомосексуального поведения составляет лишь от 8 до 25 процентов по разным методам оценки. Этот факт ученые связывают с тем, что им не удалось определить «гены гомосексуальности», нуклеотидные замены в которых напрямую влияли бы на поведение. Напротив, в поведение вносили небольшой вклад большое количество замен в разных частях генома. Поэтому биологи в дальнейшем оценивали эффект антагонистической плейотропии не отдельных генов, а совокупности вариантов, увеличивающих вероятность гомосексуального поведения.
Оказалось, что этот показатель действительно коррелировал с количеством партнеров у гетеросексуальных участников: как мужчин, так и женщин (р < 0,001). Иными словами, у людей, которые унаследовали варианты, повышающие вероятность гомосексуального поведения, и при этом выбирающих только партнеров противоположного пола, этих партнеров было больше. Этот результат объясняет, как гомосексуальное поведение распространяется в популяции — гетеросексуальные носители передают соответствующие генетические варианты эффективнее.
Гомосексуальность связывают не только с количеством партнеров, но и с другими признаками. Так, например, ученые выяснили, что би- и гомосексуалы сильнее страдают от мигреней. А вот дети гомосексуальных пар превзошли других в учебе.
Анна Муравьёва