Развитие белого вещества мозга у младенцев связали с речевыми навыками в начальной школе

Степень развития белого вещества мозга в младенчестве связано с навыками речи в начальной школе. К такому выводу пришли ученые, когда проследили за развитием детей с первых месяцев жизни до похода в школу. Оказалось, что развитие левого дугообразного пучка в раннем детстве связано с навыками устной речи и словарным запасом в младшем школьном возрасте, а развитие пирамидного пучка связано с фонетической памятью. Работу опубликовали в Developmental Cognitive Neuroscience.

Пучки аксонов (белое вещество) играют не менее важную роль в работе мозга, чем серое вещество, то есть нейроны. Тракты, соединяющие разные отделы мозга, помогают им слаженно работать, и чем лучше они связаны, тем быстрее эта работа выполняется. Один из примеров сложных функций, требующих развитых мозговых связей — речь. Ученые считают, что нейронная основа речи у детей закладывается еще внутриутробно, но период наиболее активного развития речевых центров — первые два года жизни. При этом неизвестно, насколько развитие мозга в младенчестве влияет на последующие речевые навыки.

Исследователи во главе с Надин Гааб (Nadine Gaab) из Гарвардского университета взялись проверить, как строение белого вещества в младенчестве связано с речью в начальной школе. Они набрали в исследование 40 младенцев в возрасте от четырех месяцев до полутора лет и сделали им магнитно-резонансную томографию мозга (МРТ). Ученые следили за развитием детей до начальной школы и периодически повторяли МРТ, а также добавили к ней тесты на определение словарного запаса, оценку устной речи и способности понимать речь на слух.

Особое внимание на МРТ нейрофизиологи уделили развитию дугообразного пучка и нижнего продольного пучка, которые связаны с речью, а также пирамидного тракта, ответственного за координацию движений.

Ученые обнаружили, что степень развития левого дугообразного пучка в раннем детстве связана с навыками устной речи и словарным запасом в младшем школьном возрасте (p < 0,006). Развитие пирамидного пучка оказалось связано с фонетической памятью, то есть запоминанием отдельных звуков и слов (p < 0,009).

Таким образом, структура белого вещества мозга в младенчестве определяет развитие речевых функций в начальной школе. Исследователи добавляют, что, скорее всего, ассоциация связана как с генетическими факторами, так и с окружающей ребенка средой.

Структура белого вещества влияет не только на речевые функции, но и на способность получать удовольствие от музыки. Испанские и канадские ученые выяснили, что при пониженной восприимчивости к музыке повышается осевая диффузность (параметр, говорящий об атрофии тканей) в белом веществе в трактах, соединяющих сенсорные области мозга и отделы, участвующие в работе системы вознаграждения.

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»