Степень развития белого вещества мозга в младенчестве связано с навыками речи в начальной школе. К такому выводу пришли ученые, когда проследили за развитием детей с первых месяцев жизни до похода в школу. Оказалось, что развитие левого дугообразного пучка в раннем детстве связано с навыками устной речи и словарным запасом в младшем школьном возрасте, а развитие пирамидного пучка связано с фонетической памятью. Работу опубликовали в Developmental Cognitive Neuroscience.
Пучки аксонов (белое вещество) играют не менее важную роль в работе мозга, чем серое вещество, то есть нейроны. Тракты, соединяющие разные отделы мозга, помогают им слаженно работать, и чем лучше они связаны, тем быстрее эта работа выполняется. Один из примеров сложных функций, требующих развитых мозговых связей — речь. Ученые считают, что нейронная основа речи у детей закладывается еще внутриутробно, но период наиболее активного развития речевых центров — первые два года жизни. При этом неизвестно, насколько развитие мозга в младенчестве влияет на последующие речевые навыки.
Исследователи во главе с Надин Гааб (Nadine Gaab) из Гарвардского университета взялись проверить, как строение белого вещества в младенчестве связано с речью в начальной школе. Они набрали в исследование 40 младенцев в возрасте от четырех месяцев до полутора лет и сделали им магнитно-резонансную томографию мозга (МРТ). Ученые следили за развитием детей до начальной школы и периодически повторяли МРТ, а также добавили к ней тесты на определение словарного запаса, оценку устной речи и способности понимать речь на слух.
Особое внимание на МРТ нейрофизиологи уделили развитию дугообразного пучка и нижнего продольного пучка, которые связаны с речью, а также пирамидного тракта, ответственного за координацию движений.
Ученые обнаружили, что степень развития левого дугообразного пучка в раннем детстве связана с навыками устной речи и словарным запасом в младшем школьном возрасте (p < 0,006). Развитие пирамидного пучка оказалось связано с фонетической памятью, то есть запоминанием отдельных звуков и слов (p < 0,009).
Таким образом, структура белого вещества мозга в младенчестве определяет развитие речевых функций в начальной школе. Исследователи добавляют, что, скорее всего, ассоциация связана как с генетическими факторами, так и с окружающей ребенка средой.
Структура белого вещества влияет не только на речевые функции, но и на способность получать удовольствие от музыки. Испанские и канадские ученые выяснили, что при пониженной восприимчивости к музыке повышается осевая диффузность (параметр, говорящий об атрофии тканей) в белом веществе в трактах, соединяющих сенсорные области мозга и отделы, участвующие в работе системы вознаграждения.
Анастасия Кузнецова-Фантони
В каких условиях трудились и чем болели рабочие
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Вскоре после начала Великой Отечественной войны государство учредило Совет по эвакуации. К осени 1942 года эта организация перевезла на восток СССР более 2400 промышленных предприятий и около 25 миллионов человек. Женщины, подростки и пожилые люди, которые трудились вдали от линии фронта, помогли Красной Армии сдержать немецкие войска и перейти в контрнаступление. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской, историки Венди Голдман и Дональд Фильцер рассказывают, как государству удалось в краткие сроки мобилизовать все доступные ресурсы, какую роль в тыловой жизни играла коррупция и как людям удалось пережить тяжелый труд, голод и вспышки эпидемий. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным травмам и болезням советских рабочих в оборонной отрасли.