Российские археологи провели исследование производства железа в древнем поселении Катылыг-5 и выяснили, что в III–IV веках нашей эры представители кокэльской культуры наладили выплавку металла в больших подземных трапециевидных печах. Отличительной особенностью этого поселения оказалось расположение неподалеку друг от друга трех производственных зон, где проводилась выплавка, ковка, а также изготовление древесного угля. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
Саяно-Алтайский регион издавна привлекал скотоводов не только обильными пастбищами, но и большими ресурсами медных, железных и золотых руд. Традиция медной металлургии обычно соотносится с появлением афанасьевской культуры около 3300–2500 годов до нашей эры. Однако время распространения выплавки железа остается достаточно дискуссионным вопросом. Предполагалось, что долгое время железные изделия ввозились в Южную Сибирь из других регионов, например, из Средней Азии или Ирана. Однако в последние годы все чаще археологи находят древние железоплавильные печи, показывающие распространение такого производства задолго до возникновения Тюркского каганата.
Городище Катылыг-5 было открыто археологами в 2012 году. Оно расположено в верховьях реки Ээрбек в 30 километрах от Кызыла в Республике Тыва. Первоначально необычное местоположение поселения объяснялось археологами наличием неподалеку необходимого для железоделательного производства сырья, или его функцией — город-убежище. Отсутствие на исследованных площадях свидетельств существования капитальных и углубленных в землю жилищ указывает на то, что памятник мог заселяться только летом. Ученые относят это поселение к кокэльской археологической культуре и датируют его второй половиной III — первой половиной IV века.
Евгений Водясов (Evgeny Vodyasov) из Томского государственного университета совместно с российскими археологами провел комплексное исследование производства железа в поселении Катылыг-5 кокэльской культуры, относящемся к III–IV векам нашей эры. Пространственный анализ распределения материальных остатков на участке показал наличие трех различных производственных зон: зона выплавки, содержащая остатки плавильных печей и шлак; зона кузнечного производства с глиняными фурмами и очагами; зона с ямами для изготовления древесного угля.
Раскопки позволили археологам выявить девять плавильных печей, характеризующихся почти одинаковой типологией и размерами. Отсутствие каких-либо остатков надстроек из глины или камня указывает на то, что печи следует отнести к подземному типу. Анализ шлакоблоков показал, что большинство плавильных камер глубиной около одного метра имело трапециевидную форму.
Археологи обнаружили на поселении фрагменты глиняных фурм, которые свидетельствуют об использовании мехов для подачи воздуха. Общая масса железного шлака из зоны выплавки составила 1050 килограмм, в том числе 990 килограмм шлакоблоков из раскопанных печей, а также 61 килограмм шлака, найденного рядом. Ученые полагают, что из девяти обнаруженных печей можно было получить около 224–560 килограмм железа.
Ученые считают, что в Катылыге для выплавки железа использовались магнетитовые руды, залежи которых расположены в радиусе 50–100 километров от поселения, в том числе в крупном месторождении Хову-Аксы в Чеди-Хольском кожууне Республики Тыва. Близость между зонами выплавки и кузнечного производства отличает это поселение от многих европейских или африканских древних металлургических центров, где выплавка проводилась близи рудных месторождений, а ковка — в поселениях. Археологи связывают новую традицию выплавки чугуна в Южной Сибири с миграцией на запад древнемонгольских племен сяньби (сяньбэй) в I–III веках нашей эры, сформировавших кокэльскую культуру.
Ранее на N + 1 мы рассказывали о других исследованиях сибирских древностей. Так, археологи выяснили, что оседлые гунны на рубеже нашей эры занялись выращиванием проса и ловом рыбы в Забайкалье, а в затопляемой зоне Саяно-Шушенского водохранилища обнаружили около 200 курганов, самые ранние из которых относятся к скифскому периоду.
Михаил Подрезов