Новый вид табака из Австралии оказался убийцей насекомых

Ботаники обнаружили в Австралии табак, который ловит мелких насекомых при помощи железистых волосков. Ученые отнесли находку к новому виду — Nicotiana insecticida. Исследователи отмечают, что растение не питается насекомыми, а только защищается от них таким образом. Работа опубликована в журнале Curtis’s Botanical Magazine.

Ученые издавна отмечали разнообразие морфологии и местообитаний табака Nicotiana occidentalis, широко распространенного в Австралии. Со временем ботаникам стало ясно, что на самом деле N. occidentalis представляет собой комплекс видов. Отличительная особенность растений этого комплекса — наличие железистых волосков, содержащих липкий секрет с сильным характерным запахом. Эти волоски служат растениям средством защиты от растительноядных животных, хотя домашний скот все же может поедать их.

Марк Чейз (Mark W. Chase) из Королевских ботанических садов Кью и Мартен Христенхюс (Maarten J. M. Christenhusz) из Университета Кёртина обнаружили в Австралии табак из комплекса видов N. occidentalis, стебли которого были усеяны мертвыми насекомыми. Исследователи выяснили, что табак ловит мелких насекомых при помощи клейких волосков, расположенных не только на стебле, но и на других частях растения. Во время полевых работ ботаники определили, что это растение широко распространено в Западной Австралии и Северной Территории. Ученые собрали семена табака и вырастили из них растения в Садах Кью. Оказалось, что и в тепличных условиях табак не потерял способность ловить насекомых.

Ботаники выделили обнаруженное растение в отдельный вид — Nicotiana insecticida. Видовое название в переводе с латыни означает «убийца насекомых». Авторы работы отмечают, что N. insecticida нельзя назвать по-настоящему хищным растением. По мнению авторов, хищничество у растений — это непрерывный спектр, и новый вид табака находится посередине этого спектра, так как ловит и убивает растительноядных насекомых в защитных целях, но не переваривает их. Однако растение, вероятно, все же может получать из разлагающихся насекомых небольшое количество питательных веществ, когда они смываются дождем и попадают в почву.

Марк Чейз пояснил N + 1, что другие виды из комплекса N. occidentalis, конечно, тоже могут аналогичным образом ловить насекомых, однако новый вид отличается тем, что ловит их в больших количествах. Ученый также отметил, что в настоящее время проводит с коллегами дополнительные исследования железистых волосков нового вида.

Недавно мы рассказывали о другом убивающем насекомых растении — многолетней североамериканской траве Triantha occidentalis, стебель которой тоже покрыт клейкими волосками. Но T. occidentalis — по-настоящему хищное растение, в отличие от австралийского табака.

Сложные цветы