Американские биологи разработали антитела против сперматозоидов, которые могут стать альтернативой существующим контрацептивам. Антитела, доставленные во влагалище овцы вместе с эякулятом, уменьшили количество подвижных сперматозоидов на 99 процентов. В будущих экспериментах ученым предстоит узнать, как хорошо антиспермальные антитела предотвращают беременность. Исследование опубликовали в Science Translational Medicine.
Современные методы контрацепции хотя и предлагают надежную защиту от нежелательной беременности, но имеют свои недостатки. Например, у гормональных контрацептивов много побочных эффектов, среди которых — изменение менструального цикла, тошнота, мигрени, депрессия. Некоторые женщины не могут принимать контрацептивы, содержащие эстрогены, из-за увеличения риска тромбозов.
В природе существует еще один механизм контрацепции: у некоторых женщин вырабатываются антитела к сперматозоидам. Такие антитела при высокой концентрации сперматозоидов склеивают их в скопления и мешают проникновению через влагалищную слизь. При более низкой концентрации сперматозоидов антитела способствуют образованию комплексов сперматозидов с муциновыми волокнами. Ранее эти антитела использовали для создания контрацептивных вакцин, но исследования зашли в тупик, так как не могли гарантировать последующее восстановление фертильности.
Американские ученые во главе с Семюэлем Лаем (Samuel K. Lai) из Университета Северной Каролины разработали антиспермальные антитела, которые вводятся локально во влагалище. Для увеличения стабильности таких антител они прикрепили участки связывания антигена к иммуноглобулинам G (до этого в экспериментах использовали менее стабильные IgM). Антитела нацелены на антиген CD52 с присоединенным гликаном. Такая форма CD52 расположена только на поверхности сперматозоидов мужчин и шимпанзе, и при этом не встречается в организме женщин.
Для того чтобы проверить антитела в действии, биологи ввели 33 микрограмма антиспермальных антител во влагалище овцы, а затем впрыснули человеческую сперму, которую сдали добровольцы. Предварительно в ней измерили общее количество сперматозоидов и число подвижных форм. Через две минуты у овцы собрали жидкое содержимое влагалища, и под микроскопом посчитали количество прогрессивно-подвижных сперматозоидов. Так называются сперматозоиды, которые передвигаются по прямой линии и имеют наибольшие шансы достичь яйцеклетки.
После обработки антителами количество прогрессивно-подвижных сперматозоидов снизилось на 99 процентов. В нормальном эякуляте у мужчины содержится более 32 процентов прогрессивно-подвижных сперматозоидов. Это значит, что таких форм должно было остаться около 0,3 процента от общего объема спермы.
Авторы работы сообщают, что они пока не смотрели насколько эффективно антитела предотвращают беременность, так как антиген, на который они нацелены, несут только сперматозоиды человека и шимпанзе. Эксперименты на шимпанзе в США запрещены, поэтому ученым предстоит решить, как испытывать антитела дальше.
Недавно андрологи забили тревогу: в метаанализе они обнаружили, что количество сперматозоидов в сперме мужчин из развитых стран упало почти на 60 процентов. Однако, исследователи из Гарварда подвергли исследование коллег критике. Они считают, что количество сперматозоидов колеблется как у отдельных людей, так и в целом в популяции, и по этому показателю нельзя судить о снижении фертильности.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.