Склонность упорядочивать объекты слева направо оказалась не врожденной

Benjamin Pitt et al. / Science Advances, 2021

Американские психологи показали, что склонность упорядочивать объекты слева направо не является врожденной особенностью человека. Ученые обнаружили это в ходе исследования взрослых и детей от трех до пяти лет из США, и взрослых племени цимане, которые, как и дети из США, редко взаимодействуют с информацией, строго ориентированной слева направо. Оказалось, что предпочтение направления слева направо при упорядочивании объектов по размеру, количеству и времени присуще только взрослым из США. Статья опубликована в журнале Science Advances.

Во многих культурах люди рассуждают о числе, времени и размере, используя пространство. Например, американцы и европейцы связывают меньшие числа с левой стороной пространства, а большие — с правой стороной, образуя мысленную числовую линию в частности, или прямую величин в целом. И, хотя представление об этой линии было предметом сотен исследований, его филогенетическое происхождение остается спорным.

Некоторые ученые предполагают, что отображение величин слева направо может быть врожденным, основываясь на исследованиях новорожденных младенцев и нечеловеческих животных, таких как обезьяны, цыплята и рыбы. То есть животные и младенцы, которые не подвержены влиянию человеческой культуры, демонстрировали ассоциацию между меньшей величиной и левой стороной пространства, и большей — и правой стороной, как и подверженные культурному влиянию взрослые, — и это указывает на врожденность такой направленности мысленной прямой величин.

С другой стороны, известно, что в зависимости от формирующейся культурой пространственной ориентации разных практик, таких как чтение, письмо и счет, направление мысленной прямой величин может меняться. Более того, непродолжительное обучение также способствует смене пространственной ориентации этих представлений. Другими словами, эти данные указывают на культурно обусловленное происхождение представлений о направлении мысленной числовой линии.

Сделать дополнительный вклад в разрешение этого противоречия может исследование, включающее группу участников, для которых исключено влияние культурного опыта на интересующие представления. Это и сделали американские психологи под руководством Бенджамина Питта (Benjamin Pitt) из Калифорнийского университета в Беркли. Они исследовали использование мысленной линии величин у взрослых и детей из США, а также у представителей племени цимане — коренного народа Боливии, живущего в бассейне Амазонки. Многие взрослые цимане имеют невысокий уровень образования или его отсутствие, низкий уровень грамотности и счета и почти не используют современные технологии. То есть, в отличие от взрослых из США, они редко взаимодействуют с информацией, которая строго ориентирована слева направо, как и дети из США.

Исследователи провели два эксперимента: в первом приняли участие 96 взрослых цимане (17-78 лет; средняя продолжительность образования — 7,59 года), 18 взрослых (29-50 лет) и 31 ребенок (3-5 лет) из США, а во втором — 60 человек из племени цимане (12-86 лет; средняя продолжительность образования — 3,12 года). В первом эксперименте участники раскладывали в деревянный блок с ячейками в порядке возрастания плитки, на которые были нанесены от одной до пяти черных точек, а также в порядке увеличения размера расставляли в этот же блок с ячейками деревянные прямоугольные параллелепипеды разной высоты. Во втором эксперименте участники раскладывали как по горизонтали, так и по вертикали по мере увеличения три набора карточек с изображением кружков отличного размера, разного количества точек и бананов от недозрелых до гнилых.


Оказалось, что, в первом эксперименте, как и дети из США, взрослые цимане с одинаковой вероятностью располагали предметы как слева направо, так и, наоборот, — справа налево. При этом наиболее образованные участники цимане проявили признаки превалирования направления слева направо. А взрослые из США значимо чаще использовали направление слева направо.

Второй эксперимент показал, что взрослые цимане не отдавали предпочтения направлению слева направо перед направлением справа налево, равно как и не отдавали предпочтения расположению снизу вверх перед расположением сверху вниз. Более того, каждый участник мог использовать разные направления при работе с разными наборами карточек. Другими словами, они могли бананы разместить слева направо, точки — в противоположном направлении, а кружки — снова слева направо. При этом совпадения направления для всех трех задач встречались только в 42 процентах выполнений одним участником.

Если бы склонность располагать объекты слева направо была врожденной, то превалировала бы во всех группах, и на уровне одного участника также была бы более вероятной, но это оказалось не так. Поэтому, по мнению авторов, их результаты оспаривают верность утверждения о том, что люди имеют врожденную предрасположенность к отображению величин слева направо. И ученые предполагают, что мысленная прямая величин формируется под влиянием иных факторов, например, индивидуальных особенностей и привычек человека, а также культурных традиций, вероятно, таких как направления текста при чтении, письме или счете. Тем не менее вопрос о врожденности этого представления остается открытым, так как полученные психологами результаты не опровергают данные, полученные на младенцах и животных.

И не только в этом случае, но и во многих других вопрос о степени врожденности некоторых аспектов высших психических функций до сих пор остается открытым, например, о способности к восприятию речи. Хотя в последние годы ученые часто получают данные в пользу ее врожденности: например, в 2015 году нейрофизиологи подтвердили теорию «врожденной грамматики» Хомского, а в 2019 — европейские исследователи выяснили, что уже в возрасте четырех дней младенцы могут выделить отдельные слова в потоке речи.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.