Древние популяции, населявшие район Афонтовой горы в конце плейстоцена — раннем голоцене, полагались преимущественно на добычу северных оленей, попутно охотясь на благородных оленей, бизонов и других крупных копытных животных. Примечательно, что большинство находок костной трухи возрастом около 14 тысяч лет сделаны в зонах скоплений орудий труда, указывая на высокую степень переработки пищевых ресурсов. Статья опубликована в Записках Института истории материальной культуры РАН.
Афонтова гора — это возвышенность в западной части Красноярска, находящаяся на берегу Енисея. Этот археологический памятник, представляющий собой ряд древних стоянок, был открыт еще в конце XIX века. В ходе раскопок 1920-х годов ученые обнаружили остатки землянок, инвентарь, типичный для мадленской культуры, главным образом — это скребла и мелкие орудия из кварцита, роговика и яшмы. Костяные изделия представлены наконечниками метательных копий, украшениями и проколками. Древнейшие культурные слои стоянок этого памятника относятся к каргинскому времени (32–28 тысяч лет назад).
Предварительные археологические раскопки, проведенные в 2014 году в зоне строительства моста через реку Енисей в районе стоянки Афонтова гора II, позволили обнаружить еще один объект — стоянку Крутая. Первые находки изначально были датированы между 11 и 9 тысячами лет назад, то есть концом последнего оледенения, и связывались с носителями кокоревской культуры.
Ирина Разгильдеева (Irina Razgildeeva) из Забайкальского государственного университета вместе с коллегами исследовала палеофаунистические материалы, обнаруженные в ходе археологических раскопок 2014–2017 годов на стоянке Крутая. Находки были сделаны в двух культурных слоях (второй и третий), связанных с геологическими отложениями, формирование которых происходило в период позднего плейстоцена — раннего голоцена.
Фаунистические материалы второго культурного слоя в основном представлены фрагментарными находками костей северного оленя, а также единичными костями ископаемой лошади, первобытного бизона, кулана, косули и благородного оленя. Это указывает на видовое разнообразие объектов промысловой добычи. Второй культурный слой археологи отнесли к раннеголоценовому времени (около 11–9 тысяч лет назад), некалиброванная радиоуглеродная датировка находится в интервале 8990–8630 лет назад.
В третьем культурном слое большая часть костного материала имела очень плохую сохранность. Из 2500 фрагментов костей определимыми оказались лишь пять процентов находок. Больше всего образцов ученые определили как останки северных оленей. Кроме того, они обнаружили кости барсука, благородного оленя и первобытных бизонов. Расположение участков с большой концентрацией костной трухи совпало с зонами скоплений орудий труда, традиционно связываемых с разделкой промысловой добычи, что указывает на высокую степень утилизации пищевых ресурсов.
Анализ ростовых слоев в дентине зубов северных оленей позволил установить сезон гибели животных. Ученые определили, что стоянка использовалась многократно в течение осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов. Судя по составу находок главным направлением деятельности местных популяций была охота на северных оленей, а сопутствующими объектами добычи выступали благородные олени, бизоны и, вероятно, другие крупные копытные. Для находок из третьего культурного слоя некалиброванная радиоуглеродная датировка оказалась в интервале между 14520 и 14180 лет назад.
Еще один раскоп на стоянке Крутая представлен коллекцией костей крота, грызунов, зайца, лисицы, шерстистого носорога, ископаемой лошади, кулана, благородного и северного оленя, первобытных бизона и тура. Исходя из представленной фауны, возраст находок археологи соотнесли с позднекаргинским временем (около 30 тысяч лет назад) и отметили, что они заметно отличаются от комплексов Афонтовой горы II конца плейстоцена, где доминирующими видами оказались северный олень и мамонт.
Ученые пришли к выводу, что основным промысловым видом в конце плейстоцена и раннем голоцене среднего течения Енисея выступал северный олень. Сопутствующая фауна свидетельствует о разнообразии экологических условий в районе Афонтовой горы.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях каменного века на территории России. Так, ученые из России и Бельгии выяснили, что рацион питания древних жителей Сунгиря состоял в основном из мяса северных оленей, а популяция людей, обитавших в Мезмайской пещере, наладила широкую сеть обмена с отдаленными регионами.
Михаил Подрезов