Метаболизирующие желчные кислоты бактерии помогли долгожителям сохранить баланс микробиома

В состав микробиома кишечника долгожителей входит большее количество бактерий, метаболизирующих первичные желчные кислоты во вторичные, по сравнению с другими возрастными группами. К такому выводу пришли японские ученые, проанализировавшие состав микробиоты кала у людей разного возраста. Исследователи считают, что вторичные желчные кислоты помогают долгожителям предотвращать рост патогенных бактерий и воспаление кишечника. Работу приняли к публикации в Nature.

В некоторых странах число долгожителей, то есть людей от 90 лет и старше, гораздо выше, чем в среднем по планете. Этим знамениты, например, жители Италии и Японии. Ученые регулярно проводят исследование с участием долгожителей, чтобы понять, чем они отличаются от других людей. Считается, что долгожительство во многом определяется генетическими факторами. Недавно исследователи изучали геномы итальянских долгожителей старше 104 лет и остальных людей. Ученые обнаружили, что основные отличия между ними касаются гена, связанного с репарацией ДНК. Его полиморфизмы помогают дольше избегать накопления генетических поломок, свойственных процессу старения. Кроме генетических особенностей, долгожительство определяют также факторы среды, например, состав кишечной микробиоты. В исследовании долгожителей Сардинии ученые показали, что их микробиота влияет на метаболизм организма, увеличивая гликолиз и ферментацию короткоцепочечных жирных кислот.

Японские ученые под руководством Кеня Хонда (Kenya Honda) из Университета Кейо выдвинули гипотезу, что долгожители обладают особым составом кишечного микробиома, помогающим им бороться с инфекциями и другими стрессовыми факторами окружающей среды. Они решили проанализировать кишечную микробиоту разных возрастных групп и включили в исследование долгожителей (160 человек), людей 85-89 лет (112 человек) и 47 участников возраста 21-55 лет. У всех испытуемых собрали образцы кала и определили состав кишечного микробиома.

Оказалось, что для долгожителей характерны бактерии рода Alistipes, Parabacteroides, Bacteroides, Clostridium и Methanobrevibacter, которые гораздо реже встречаются у других возрастных групп. Одна из наиболее широко представленных у долгожителей бактерий Clostridium scindens участвует в превращении первичных желчных кислот во вторичные. Исследователи решили дополнительно проверить уровни желчных кислот в кале участников. Общее количество желчных кислот у долгожителей не отличалось от других возрастных групп, но было статистически значимо (p < 0,05) увеличено количество вторичных желчных кислот: метаболитов хенодезоксихолевой кислоты. В опытах на мышах ученые показали, что один из этих метаболитов — изоаллолитохолиевая кислота — подавляет рост бактерий, вызывающих воспаление кишечника.

Исследователи считают, что бактерии, метаболизирующие первичные желчные кислоты, помогают долгожителям поддерживать баланс кишечной микробиоты и предотвращают рост патогенных бактерий и воспаление.

Состав микробиома кишечника влияет не только на воспалительные процессы, но также и на кровяное давление. Американские ученые обнаружили, что снижение количества лактобацилл приводит к изменению состава метаболитов кишечника, и вызывает гипертонию.

Флоатинг улучшил восприятие собственного тела у людей с анорексией