В состав микробиома кишечника долгожителей входит большее количество бактерий, метаболизирующих первичные желчные кислоты во вторичные, по сравнению с другими возрастными группами. К такому выводу пришли японские ученые, проанализировавшие состав микробиоты кала у людей разного возраста. Исследователи считают, что вторичные желчные кислоты помогают долгожителям предотвращать рост патогенных бактерий и воспаление кишечника. Работу приняли к публикации в Nature.
В некоторых странах число долгожителей, то есть людей от 90 лет и старше, гораздо выше, чем в среднем по планете. Этим знамениты, например, жители Италии и Японии. Ученые регулярно проводят исследование с участием долгожителей, чтобы понять, чем они отличаются от других людей. Считается, что долгожительство во многом определяется генетическими факторами. Недавно исследователи изучали геномы итальянских долгожителей старше 104 лет и остальных людей. Ученые обнаружили, что основные отличия между ними касаются гена, связанного с репарацией ДНК. Его полиморфизмы помогают дольше избегать накопления генетических поломок, свойственных процессу старения. Кроме генетических особенностей, долгожительство определяют также факторы среды, например, состав кишечной микробиоты. В исследовании долгожителей Сардинии ученые показали, что их микробиота влияет на метаболизм организма, увеличивая гликолиз и ферментацию короткоцепочечных жирных кислот.
Японские ученые под руководством Кеня Хонда (Kenya Honda) из Университета Кейо выдвинули гипотезу, что долгожители обладают особым составом кишечного микробиома, помогающим им бороться с инфекциями и другими стрессовыми факторами окружающей среды. Они решили проанализировать кишечную микробиоту разных возрастных групп и включили в исследование долгожителей (160 человек), людей 85-89 лет (112 человек) и 47 участников возраста 21-55 лет. У всех испытуемых собрали образцы кала и определили состав кишечного микробиома.
Оказалось, что для долгожителей характерны бактерии рода Alistipes, Parabacteroides, Bacteroides, Clostridium и Methanobrevibacter, которые гораздо реже встречаются у других возрастных групп. Одна из наиболее широко представленных у долгожителей бактерий Clostridium scindens участвует в превращении первичных желчных кислот во вторичные. Исследователи решили дополнительно проверить уровни желчных кислот в кале участников. Общее количество желчных кислот у долгожителей не отличалось от других возрастных групп, но было статистически значимо (p < 0,05) увеличено количество вторичных желчных кислот: метаболитов хенодезоксихолевой кислоты. В опытах на мышах ученые показали, что один из этих метаболитов — изоаллолитохолиевая кислота — подавляет рост бактерий, вызывающих воспаление кишечника.
Исследователи считают, что бактерии, метаболизирующие первичные желчные кислоты, помогают долгожителям поддерживать баланс кишечной микробиоты и предотвращают рост патогенных бактерий и воспаление.
Состав микробиома кишечника влияет не только на воспалительные процессы, но также и на кровяное давление. Американские ученые обнаружили, что снижение количества лактобацилл приводит к изменению состава метаболитов кишечника, и вызывает гипертонию.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.