Планетологи оценили частоту падения на Землю двойников «динозаврового» астероида

Планетологи оценили частоту падения на Землю крупных астероидов, которые способны создавать кратеры наподобие Чиксулуба и порождать массовые вымирания. Оказалось, что тела с диаметрами более 10 километров сталкиваются с нашей планетой один раз за 250–500 миллионов лет, причем более половины подобных астероидов сформировалось во внешних частях Главного пояса и по составу будут близки к углеродистым хондритам. Статья опубликована в журнале Icarus.

К настоящему времени ученым известно около 200 ударных кратеров на Земле, причем подавляющее большинство сохранившихся структур образовалось за последние 650 миллионов лет — более старые кратеры стерты за счет тектонических процессов и погребены под слоями отложений и лавы. При этом анализ пород из кратеров показывает, что ударники обладали составом, аналогичным метеоритами типа обыкновенных хондритов, что согласуется с теоретическими моделями малых тел, сближающихся с Землей, которые говорят о том, что источником таких тел является внутренняя часть Главного пояса астероидов. Однако астероид размером не менее 10 километров, создавший кратер Чиксулуб (третий по величине среди известных на Земле) и вызвавший мел-палеогеновое массовое вымирание, не вписывается в такую картину — ученые предполагают, что его состав был близок к углеродистым хондритам, что считается довольно редким явлением.

Дэвид Несворни (David Nesvorny), Уильям Ботке (William F. Bottke) и Симон Марчи (Simone Marchi) из Юго-западного исследовательского института решили разобраться в происхождении крупных тел, сталкивающихся с Землей. Для этого они при помощи суперкомпьютера Pleiades построили динамическую модель околоземных астероидов с диаметрами более пяти километров, которая отследила траектории 130 тысяч небесных тел, начинающиеся в Главном поясе, на протяжении сотен миллионов лет.

Ученые пришли к выводу, что за один миллиард лет с Землей сталкиваются 16–32 астероида с диаметром более пяти километров и 2–4 тела с диаметром более десяти километров, при этом около 60 процентов таких тел будут темными (малое альбедо из-за обилия углерода) примитивными астероидами, первоначально находившимися на орбитах в средней и внешней части Главного пояса (с длиной большой полуоси орбиты более 2,5 астрономических единиц). Именно таким телом и был прародитель Чиксулуба. В среднем тело такого масштаба сталкивается с нашей планетой один раз за 250–500 миллионов лет.

Если же говорить о внутренней части (длина большой полуоси орбиты менее 2,5 астрономических единиц) Главного пояса астероидов, то он служит источником большинства мелких и темных тел, сталкивающихся с Землей, а также почти 80 процентов ярких (высокое альбедо) тел с диаметрами более пяти километров.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые рассчитали угол падения «динозаврового» астероида.

Астрономы составили портрет разрушенной сверхмассивной черной дырой звезды