Коренные жители Америки не сумели одомашнить местные виды кроликов из-за того, что те ведут одиночный образ жизни. Для сравнения, европейские кролики социальны, благодаря чему приручить их оказалось намного проще. Кроме того, как отмечается в статье для журнала Animal Frontiers, высокое разнообразие американских зайцеобразных помешало людям сосредоточиться на одомашнивании одного конкретного вида.
По оценкам зоологов, сегодня в мире живет около ста видов зайцев, кроликов и пищух. Из всего этого разнообразия люди одомашнили всего один вид — европейского кролика (Oryctolagus cuniculus), естественный ареал которого расположен в Юго-Западной Европе и Северной Африке. Процесс приручения этих животных начался еще во времена Древнего Рима, причем их не только держали в неволе, но и расселяли по всей Европе. Считается, что все современные домашние кролики происходят от единственной популяции с юга Франции, которую одомашнили в течение последних 1500 лет, а существенные анатомические отличия от диких сородичей начали появляться у них лишь к XVIII веку.
Недавние археологические находки свидетельствуют, что жители доколумбовой Мезоамерики, а именно города Теотиуакан, расположенного на территории современной Мексики, также могли разводить в неволе кроликов и зайцев местных видов ради мяса, меха и жертвоприношений. Тем не менее, к полноценному одомашниванию эта практика так и не привела. Неспособность коренных жителей Америки приручить кроликов кажется странной, если учесть, что они могли выбирать из нескольких десятков североамериканских и южноамериканских видов, принадлежащих к родам Sylvilagus, Brachylagus и Romerolagus. Один из них, флоридский кролик (Sylvilagus floridanus) распространен от Южной Канады до Венесуэлы (именно его кости встречаются в Теотиуакане чаще всего). Для сравнения, в Европе живет только один вид кроликов, уже упомянутый выше европейский.
Разобраться в этом парадоксе решили антропологи Эндрю Соммервилл (Andrew D Somerville) из Университета штата Айова и Нава Сигияма (Nawa Sugiyama) из Калифорнийского университета. Они предположили, что американские виды кроликов могут хуже поддаваться одомашниванию из-за их социальных и экологических особенностей. Чтобы проверить данную идею, исследователи сравнили два вида кроликов — европейского и флоридского. Поскольку в дикой природе оба вида предпочитают сходную пищу и местообитания, а также примерно одинаково реагируют на присутствие человека, авторы сосредоточились на их социальной структуре и особенностях размножения.
Европейские кролики живут стабильными группами от двух до двадцати взрослых особей, в которых доминируют самцы. Селятся они в сложных системах нор. Что касается размножения, то представители данного вида в основном полигамны. В то же время флоридские кролики одиночны и групп не формируют, а их самцы периодически вступают в конфликты из-за готовых к размножению самок. Как и европейские родственники, они придерживаются полигамии. Нор флоридские кролики практически не роют: лишь самки устраивают неглубокие норы, в которых прячут детенышей.
Сомервилл и Сигияма полагают, что именно высокая социальность европейских кроликов стимулировала их одомашнивание. Благодаря тому, что эти зайцеобразные адаптированы к колониальной жизни, их можно селить большими группами на ограниченном пространстве, не опасаясь конфликтов. Держать так одиночных флоридских кроликов не получится: эти зверьки будут постоянно испытывать стресс и драться друг с другом. Кроме того, обнаружив колонию европейских кроликов, люди могли переловить всех особей из нее для содержания в неволе, а вот флоридских кроликов пришлось бы долго ловить по одному.
Исследователи также отмечают, что против приручения американских кроликов и зайцев могло сыграть их высокое видовое разнообразие. В Теотиуакане были обнаружены кости шести различных видов этих животных — а значит, местные жители, вместо того чтобы сосредоточиться на управлении популяциями и одомашнивании одного вида, как это было в Европе, имели дело сразу с несколькими. Если учесть, что разные виды зайцеобразных требуют разных условий содержания, такой подход нельзя назвать хорошим стартом для одомашнивания.
Ранее мы рассказывали, как зоологам удалось объяснить скромные размеры диких зайцеобразных. Оказалось, что зайцы, кролики и пищухи почти никогда не вырастают больше пяти килограммов из-за конкуренции с копытным и их аналогами. Дело в том, что с энергетической точки зрения зайцеобразное массой более 6,3 килограмма неминуемо проиграет конкуренцию копытному млекопитающему аналогичного размера.
Сергей Коленов