Выпас скота и близость поселений навредили вулканическим кроликам из Мексики

Зоологи определили экологические предпочтения вулканического кролика — одного из самых мелких представителей семейства зайцевых, который обитает исключительно на склонах вулканов в Центральной Мексике. Оказалось, что эти животные предпочитают покрытые кустовыми злаками участки с небольшим количеством скал. Однако если местность расположена неподалеку от человеческого поселения и на ней регулярно выпасают скот, редким кроликам она не подойдет. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Oryx.

Виды с маленькими ареалами, приспособленные к жизни в узком диапазоне условий, страдают от человеческой деятельности сильнее других. Один из примеров такого рода — вулканический кролик (Romerolagus diazi) (также известен как бесхвостый кролик или тепоринго). Этот мелкий, массой около 500 граммов, представитель отряда зайцеобразных живет на склонах вулканов Транс-мексиканского вулканического пояса, где предпочитает высоты от 2900 до 4350 метров. К сожалению, в последние десятилетия среда обитания тепоринго активно осваивается людьми, так что численность вида сокращается. Международный союз охраны природы относит его к числу вымирающих (Endangered, EN).

Команда зоологов, которую возглавил Алехандро Эспиноса де лос Монтерос (Alejandro Espinosa de los Monteros) из Института экологии в Веракрусе, решила выяснить, от каких факторов зависит численность вулканических кроликов по всему ареалу этого вида. Ранее предпочтения тепоринго анализировали лишь на отдельных точках и в ограниченном диапазоне высот.

В 2016-2017 годах исследователи выделили 165 участков на вулканических полях Сьерра-Невада (состоит из пяти крупных вулканов, включая Попокатепетль и Истаксиуатль) и Сьерра-Чичинаутцин (включает более двухсот вулканов). Поскольку тепоринго очень скрытны, об их присутствии судили по наличию нор и уборных — мест, где эти животные регулярно испражняются. Обнаружив на участке нору и как минимум 30 свежих экскрементов в одной точке, зоологи считали, что он заселен вулканическими кроликами.

Авторы также учитывали четырнадцать факторов окружающей среды, включая особенности растительного покрова, присутствие кроликов других видов (его определяли по помету, который хорошо отличается от помета тепоринго), высоту над уровнем моря, наличие скальных выходов и расстояние до ближайшего населенного пункта. Кроме того, они отмечали, используется ли участок для выпаса скота.

Следы присутствия вулканических кроликов удалось обнаружить на 71 участке из 165. Наибольшей численности эти животные достигают там, где высота над уровнем моря превышает 3600 метров, а площадь, занятая кустовыми злаками (ими тепоринго питаются, а также используют, чтобы прятаться от хищников и строить гнезда) больше 75 процентов. Еще одним важным фактором оказалось наличие скал, которые служат кроликам в качестве укрытий и наблюдательных пунктов. Впрочем, чем больше скал, тем меньше травяной покров, так что оптимальная площадь, занятая ими, составляет от пяти до пятнадцати процентов.

При этом выпас скота и наличие населенного пункта в пределах семи километров отрицательно сказываются на популяциях тепоринго. Домашние животные поедают необходимую этим зверькам траву, а люди выжигают ее в сухой сезон, чтобы стимулировать рост. В результате кролики лишаются оптимальных местообитаний.

Эспиноса де лос Монтерос и его коллеги надеются, что полученные ими результаты способствуют сохранению вулканических кроликов по всему ареалу. В частности, они рекомендуют строго ограничить выпас скота там, где живут тепоринго. Это поможет не только им, но и другим редким видам со склонов Транс-мексиканского вулканического пояса.

Вулканические кролики относятся к числу самых мелких представителей семейства зайцевых. Однако даже самые крупные дикие кролики и зайцы никогда не весят больше пяти килограммов. Согласно недавнему исследованию, размеры этих животных ограничивает конкуренция с копытными.

Летучие мыши поохотились на мигрирующих насекомых на перевале в Пиренеях